«Мировые лидеры, дипломаты и эксперты часто беспокоились о будущем НАТО и о том, не станет ли окончание миссии альянса в Афганистане концом его значимости, — сообщает корреспондент Los Angeles Times Кэтлин Хеннеси. — Однако в то время, как 60 глав государств, включая президента Обаму, съедутся на этой неделе в валлийский Кардифф, это беспокойство кажется более чем преждевременным. У политиков и дипломатов нет недостатка в мировых кризисах; их столько, что вывод войск из Афганистана, бывший когда-то абсолютным приоритетом, сполз вниз в списке самых неотложных проблем».
«В некотором роде НАТО должно благодарить Владимира Путина. Альянс был в поисках своего предназначения и переживал довольно существенный кризис идентичности, — рассказывает Хезер Конли из Центра стратегических и международных исследований. — А теперь он не только переориентировался, но и приободрился».
Еще три года назад Роберт Гейтс в своей последней речи в качестве главы Пентагона предупреждал, что НАТО находится на пороге «коллективной военной бесполезности». В прошлом году всего четыре участника альянса (Британия, Греция, США и Эстония) потратили на оборону необходимые 2% ВВП. «Однако чиновники в Белом доме утверждают, что чувствуют перемену, — говорится в статье. — Ожидается, что в Кардиффе члены НАТО подпишут ручательство об увеличении расходов в поддержку соглашения о коллективной обороне».
Барак Обама потратит значительную часть своей поездки в Европу на то, чтобы показать встревоженным соседям России приверженность США принципу коллективной безопасности. Президент начнет свое трехдневное турне с однодневного визита в Таллин, где встретится с руководителями Эстонии, Латвии и Литвы.
В Эстонию же направится поток войск НАТО в рамках нового «Плана по обеспечению боеготовности» (Readiness Action Plan, RAP), который будет оглашен на этой неделе. Цель плана — сократить время, необходимое силам НАТО для ответа на агрессию против пограничных государств.
Как рассказал LAT один западный дипломат, технически RAP не будет нарушать договоренность с Россией о неразвертывании постоянных военных баз в Восточной и Центральной Европе: «По словам дипломата, присутствие НАТО, вероятно, будет названо «непрерывным», а не «постоянным».
В редакционной статье, озаглавленной «НАТО идет назад в будущее», Financial Times также приходит к выводу, что «президент России Владимир Путин подарил НАТО смысл к существованию».
«В ближайшие годы НАТО должно внимательно присматривать за конфликтами «вне пределов своего района» — на Ближнем Востоке, где, возможно, потребуется сдерживать джихадистскую группировку ИГИЛ с помощью боевых действий под руководством США. Однако главная роль альянса вновь будет такой же, как на протяжении холодной войны: территориальная оборона Европы от возможной агрессии Москвы против другого государства», — пишет FT.
Главные споры развернутся вокруг того, какое именно присутствие НАТО необходимо в Восточной Европе. Украина — не член альянса, поэтому НАТО не обязано ее защищать. Однако речь пойдет о гарантиях для Польши, Эстонии, Латвии и Литвы. В марте этого года Польша просила разместить на ее территории постоянный контингент в размере 10 тыс. человек. Вместо этого руководство альянса объявит о создании новой бригады быстрого реагирования численностью 4 тыс. человек, которая может быть направлена в регион в течение нескольких часов.
«Это лучше, чем ничего, но для НАТО было бы предпочтительнее разместить в регионе больше войск на постоянной основе», — полагают в издании.
«Саммит, который пройдет на этой неделе, станет для НАТО началом новой эры. Экспедиционные операции в Афганистане, Ливии и на Африканском Роге подходят или уже подошли к концу. Испытание по сдерживанию российского реваншизма начинается. Задача лидеров НАТО на этой неделе — донести до своих граждан, что это долгосрочная угроза европейской безопасности и что для любого дипломатического прорыва Западу придется сперва подкрепить слова жесткой силой», — подчеркивает FT.
«Центральным элементом планов по повышению гибкости войск НАТО в ответ на воинственные действия России на Украине станут «головные» силы быстрого реагирования численностью 4 тыс. человек, которые смогут быть развернуты за 48 часов», — передают корреспонденты Financial Times Сэм Джонс и Кристиан Оливер.
Выступая 1 сентября в Брюсселе, генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что подразделение будет способно «в кратчайшие сроки» «оказывать там, где необходимо, поддержку с воздуха, с моря и спецподразделениями».
Издание напоминает, что все планы должны быть формально одобрены странами-участницами в ходе саммита, однако никаких значительных поправок не ожидается.
«В дополнение к передовым силам, они [планы] будут среди прочего включать создание нового командного центра в польском Щецине, заблаговременное складирование вооружений в Восточной Европе и странах Балтии, а также более регулярные и масштабные военные учения», — говорится в статье.
«При том, что они почти наверняка послужат для Москвы поводом для обвинений в агрессивности, данные планы были составлены юристами НАТО в соответствии с основополагающим актом о взаимоотношениях России и НАТО от 1997 года», — сообщают корреспонденты.
«Авантюризм Владимира Путина не сулит новой холодной войны. Все гораздо опасней, ибо мы вернулись в 1930-е: демилитаризованные западные демократии и слабые лидеры, для которых риск войны буквально немыслим, столкнулись с агрессором, который, не мешкая, силой меняет границы. НАТО стоит на распутье, и наше политическое руководство должно оказаться на высоте этого вызова», — пишет на страницах Independent генерал Ричард Ширрефф, в прошлом заместитель командующего войсками НАТО в Европе.
«В долгосрочной перспективе нам придется уживаться с Россией. Однако вторжение в Крым и его аннексия разбили вдребезги любые мысли о партнерстве; в сегодняшней реальности Россия — стратегический противник», — констатирует автор статьи.
По мнению генерала, для того, чтобы Россия не встала на путь конфронтации с НАТО, необходимо как можно жестче дать ей понять: «Досюда вы, может, и дошли, но больше ни шагу вперед».
Для этого альянс должен сосредоточиться на коллективной безопасности: «Это означает возвращение к сдерживанию, как классическими, так и ядерными силами, с внушительными, способными вооруженными силами, а также волей и средствами сообщить об этих способностях, чтобы у Путина не оставалось ни малейших сомнений: переступив через границу НАТО, он получит по зубам».
«При всей важности перевооружения, размышляя о коллективной безопасности в XXI столетии, мы смотрим на Статью 5 [Устава НАТО] сквозь очки холодной войны, — полагает Ширрефф. — Нападение одного государства на другое больше не означает наступления советских танковых дивизий по равнинам Центральной Европы. То, что мы видели в Грузии и в Крыму и что наблюдаем на Украине, — это нарушение целостности государства, не переступая через порог, который, в случае агрессии против союзника НАТО, вызвал бы реакцию альянса».
Генерал полагает, что Путин набрался храбрости, глядя на колебания и нерешительность британского и американского руководства. «О какой убедительной коллективной безопасности может идти речь, когда британский премьер-министр дошел до того, что написал в воскресной газете, будто «мы должны избегать отправки вооруженных сил для участия в боевых действиях»?» — недоумевает военачальник.
«Путин бросил перчатку. Сможет ли политическое руководство НАТО поднять ее и бросить обратно? Дыхнет ли дракон из Уэльса пламенем еще разок? Скоро увидим», — заключает генерал Ширрефф.