Баку не боится угроз Ашхабада

    03.08.2009 09:00
    2784
    0
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    Ряд азербайджанских экспертов даже полагают, что разбирательство в международном арбитражном суде может стать наилучшим путем разрешения давнего энергетического конфликта.

    На состоявшемся 24 июля специальном заседании кабинета министров в Ашхабаде президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов поручил министру иностранных дел страны Рашиду Мередову привлечь юристов для изучения вопроса о правомерности претензий Азербайджана на месторождения «Омар», «Осман» и «Сердар». В Баку эти месторождения носят названия «Азери», «Чираг» и «Кяпаз». Кроме того, Бердымухаммедов выразил желание, чтобы юристы заодно изучили и вопрос о правомерности участия иностранных энергетических компаний в разработке и освоении данных месторождений. Как сообщает государственное туркменское информагентство «TDH», глава государства распорядился передать подготовленные юристами документы на рассмотрение международного арбитражного суда.

    Тот факт, что возглавляемый компанией BP консорциум уже приступил к разработке месторождений «Омар/Азери» и «Осман/Чираг» согласно заключенному в 1994 году договору с Азербайджаном, говорит об «одностороннем» подходе Баку к данному вопросу, отметил Бердымухаммедов. «Для Туркменистана остается неприемлемой практика односторонних действий на Каспийском море», – подчеркнул глава туркменского государства.

    По имеющимся оценкам, вместе с принадлежащием Азербайджану «Гунешли», запасы этих месторождений составляют около 620 млн. тонн нефти. Запасы месторождения «Сердар/Кяпаз» достигают порядка 50 млн. тонн.

    Объявление Туркменистана застало Баку врасплох. После состоявшихся 15-17 июля в Баку двусторонних переговоров, главной темой которых стал вопрос об определении правового статуса Каспия, туркменское правительство не заявляло о наличии у страны расхождений с Азербайджаном. А 9 июля президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев посетил Ашхабад, где президент Бердымухаммедов подчеркнул «приверженность Туркменистана установлению дружественных отношений с соседним Азербайджаном».

    Азербайджанские власти восприняли заявление туркменской стороны спокойно. Замминистра иностранных дел страны Халаф Халафов, курирующий переговоры по Каспию, сообщил 27 июля телеканалу «АНС-ТВ», что Азербайджан будет отстаивать свои интересы в области освоения каспийских месторождений всеми доступными способами. «Еще в 1990-ых годах Азербайджан провел подробные изыскания по поводу этих месторождений, и наша позиция сегодня является совершенно законной», – отметил он.

    Бакинские эксперты по энергетическим и политическим вопросам теряются в догадках, чем объяснить выбор Туркменистаном момента для подобного шага. Один аналитик считает «странным», что Бердымухаммедов решил затеять тяжбу с Азербайджаном, когда два государства приступили к изысканию путей взаимодействия по широкомасштабным энергетическим проектам, включая потенциальное участие в строительстве трубопровода «Набукко».

    Другой политолог из Баку полагает, что азербайджанские власти могут обернуть заявление туркменского лидера себе во благо. Перенести дело в арбитражный суд «лучше, чем бесконечно сохранять проблему в неурегулированном состоянии, отравляя тем самым двусторонние отношения, мешая сотрудничеству и позволяя третьим странам играть на существующей [между Азербайджаном и Туркменистаном по данному вопросу] враждебности», – считает политолог Расим Мусабеков.

    «Если нет возможности решить вопрос путем двусторонних переговоров, а Ашхабад желает обратиться в международный арбитраж, я не вижу причин для Баку возражать против этого», – добавляет он.

    Другой аналитик полагает, что заявление Туркменистана может предоставить Азербайджану предлог отказаться от планов по строительству трубопроводной сети в обход России, включая проект «Набукко» и Транскаспийский трубопровод. Долгое время Баку выступал в поддержку продвигаемого США и Евросоюзом альтернативного маршрута поставок энергоресурсов, но в последние месяцы стал посылать разноречивые сигналы касательно своей приверженности делу строительства «Набукко» и других поддерживаемых Западом проектов.

    Хотя Азербайжан пока по-прежнему участвует в планах по строительству «Набукко», энергетическое сотрудничество Азербайджана с Москвой находится в последнее время на подъеме, что подчеркивает факт подписания Азербайджаном договора с компанией «Газпром» о поставках природного газа на второй стадии разработки газового месторождения «Шах-Дениз». По мнению ряда экспертов, азербайджанские власти рассчитывают, что углубление сотрудничества с Россией в топливно-энергетической сфере приведет к усилению поддержки Кремлем позиции Баку в вопросе нагорно-карабахского мирного урегулирования.

    В то время как энергетическое взаимодействие между Москвой и Баку углубляется, отношения России с Туркменистаном стремительно ухудшаются. Недавно Ашхабад сократил поставки по своему соглашению с «Газпромом» и подписал договор на изыскания и разработку своих каспийских газовых резервов с немецкой компанией RWE, входящей в консорциум по строительству продвигаемого Западом трубопровода «Набукко». [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики «Взгляд на Евразию»]. В середине июля было подписано межправительственное транзитное соглашение, что значительно продвинуло этот проект вперед. Хотя Туркменистан и не поставил своей подписи под транзитным соглашением по трубопроводу «Набукко», эту страну регулярно называют в числе его потенциальных поставщиков.

    Москва может попытаться использовать Баку, чтобы не допустить участия Туркменистана в реализации этого проекта, полагает политолог Ильгар Мамедов.

    «Шаг Туркменистана, является, пожалуй, последним шансом для России, – говорит Мамедов, имея в виду стремление Москвы заблокировать строительство трубопроводной системы вне сферы своего контроля. – Если Москва хочет, чтобы Азербайджан заблокировал реализацию транскаспийского трубопровода и проекта «Набукко», ей придется положительно ответить на предпринимаемые Баку усилия по урегулированию карабахского конфликта [с Арменией]».

    Без такого стимула Азербайжан вряд ли пойдет навстречу России, добавляет Мамедов. Баку скорее будет добиваться решения, которое позволит урегулировать претензии Туркменистана и позволит продолжить работы над проектами «Набукко» и Транскаспийского трубопровода. [Ильгар Мамедов является членом правления Фонда Содействия Института «Открытое Общество» – Азербайджан, являющегося ответвлением нью-йоркского Института «Открытое Общество». EurasiaNet.org функционирует под эгидой Института «Открытое Общество»].

    Если дело дойдет до разбирательства в арбитражном суде, то, по мнению многих бакинских экспертов, Азербайджан выйдет из него победителем. Претензии Туркменистана на эти месторождения являются «беспочвенными», считает профессор права Бакинского государственного университета и эксперт по вопросам правового статуса Каспия Рустам Мамедов. – Азербайжан имел права на эти месторождения еще будучи в составе СССР, и, в случае Каспийского моря, действует обычный юридический принцип: собственником является прежний владелец», – отмечает Мамедов.

    Правда, такая позиция зависит от точки зрения. По словам Бердымухаммедова, Туркменистан располагает документами советских времен, из которых четко следует, что все спорные месторождения находятся в туркменском секторе Каспия.

    Шахин Аббасов