«Мы не должны забывать этого»

«Мы не должны забывать этого»

05.05.2015 14:47
3051
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

В официальных сводках советского командования сообщается, что части Красной Армии после мощной артподготовки прорвались к Унтер-ден-Линден – главной артерии Берлина. В южной части города русские готовятся к штурму Франкфуртер-Тор и развертывают наступление в направлении Шлезишер-Банхофф, одного из важнейших вокзалов столицы «третьего рейха».

Тысячи советских орудий – от тяжелой артиллерии до минометов – ведут непрерывный обстрел участков, где засели вражеские солдаты, защищающиеся с отчаянием обреченных. С тех пор, как советский офицер отдал приказ «Огонь по Берлину», орудийные залпы следуют один за другим. Прицельный огонь ведется во Вильгельмплац, где расположены канцелярия Гитлера и другие административные здания.

Итак, слава за взятие Берлина по праву достается советским войскам.

Одни на западе встретят это известие с радостью, другие, хотя они сами вряд ли посмеют признаться в этом, — с огорчением. Они предпочли бы, чтобы подобная честь выпала на долю английской, американской или даже французской армии. Никому не запрещено испытывать особую симпатию к тому или иному народу, но все же нужно признать, что в данных обстоятельствах подобное чувство выглядит столь же ограниченным, как и мелочным. Очень часто за подобным «предпочтением» скрывается страх перед старым «большевистским пугалом», так усердно наслаждавшийся фашистской Германией.

Чтобы приветствовать должным образом вступление русских в Берлин, мы должны воспеть славу этому изумительному народу, который заплатил дорогую цену за сегодняшнюю победу. И разве можно вспоминать без глубокого волнения всех тех людей, которые отдали свои жизни под Сталинградом, на полях других сражений во имя того, чтобы пришел этот день Победы? Взятием Берлина русские еще раз напоминают нам о том, чем все мы им обязаны. И это также мы не должны забывать.

И, наконец, это победа всей коалиции, сражавшейся ради торжества демократии и свободы. Но все это одни слова, могут возразить нам. Истина заключается в том, что они слишком часто лишаются смысла при столкновении с действительностью – в данном случае с международными отношениями, — которая свидетельствует об обратном.

Но именно от нас зависит, сохранят ли эти слова свой истинный смысл. Мы должны дать почувствовать нашим союзникам, какое громадное значение мы придаем их дружбе. А так как эта дружба подлинная, свободная, искренняя, мы можем откровенно высказывать свое мнение относительно проводимой ими политики, также как они имеют право судить нас за наши поступки.

«КОМБА», ПАРИЖ. 23 апреля 1945 года.

Приготовьтесь поднять национальные флаги, а также праздничные флаги расцвечивания! Приготовьте поздравления и слова благодарности в честь Победы! Из глотки «третьего рейха» уже раздаются предсмертные хрипы. Раса «господ» поставлена на колени.

Наш оптимизм покоится на прочной основе. Доказательство тому – Торгау. (В этом городе произошла встреча советских и американских армий. – Ред.). Именно в этом, ставшим теперь историческим городе, вблизи Эльбы, Восток встретил Запад, а Запад встретил Восток. Здесь они как бы окончательно разорвали на две части отвратительное тело нацистского чудовища. На языках союзных народов нет какого-то общего слова для определения всего того, что означает для нашего мира эта встреча в Торгау. Ни русские солдаты, гордо вышедшие на оперативные просторы после великой победы под Сталинградом, ни великодушные войны союзных легионов, штурмовавшие побережье Нормандии, — никто из них и предполагать не мог, что их ратный поход закончится здесь, в Торгау, что этот маленький, дотоле никому неизвестный городок станет символом осуществления в конце концов всех надежд и чаяний людей порабощенного нацистами континента.

Завоевать мир и сохранить его – это дело не только политиков и военных. Это дело также и совести народов. Разве война не научила нас тому, что мир нуждается в постоянно расширяющемся сплочении наций? Эта древнейшая истина всех цивилизованных людей должна и ныне оставаться нашей общей целью. Можем ли мы утверждать, что, повергнув в прах гитлеровскую Германию, мы покончили с ее политической доктриной разжигания ненависти между людьми, навсегда устранили угрозу новой войны?

До тех пор пока в мире существует ненависть, пока кто-то может поссорить союзные державы и натравить их друг на друга, пока в мире кто-то проповедует антибольшевизм, антисемитизм, антипарламентаризм – словом, пока определенные круги мыслят разрушительными, но ни созидательными категориями, до тех пор наши нынешние враги будут продолжать жить на земле и одерживать победы. Именно поэтому нам необходимо сохранять бдительность.

«НЬЮС ОФ УОРЛД», ЛОНДОН. 29 апреля 1945 года.

Чего будут ждать воины, возвратившись после войны домой? Прежде всего гарантий того, что их собственные раны и гибель их товарищей не оказались напрасными. Мы не верим в то, что война должна быть орудием для достижения политических целей. Вместе со своими союзниками британский народ лишь хочет обрезать когти и вырвать клыки из пасти главных преступников и поджигателей войны – Германии и Японии. И когда эта задача будет выполнена, народ Великобритании, расправив плечи, внимательно оглянется вокруг, чтобы посмотреть, кто же помогал ему в этой борьбе, а кто, наоборот, мешал. Он захочет вспомнить своих друзей и не забыть врагов. Наш народ пожелает создания всемирной организации для обеспечения всеобщей безопасности. Памятуя, однако, об опыте прошлого, он не захочет возлагать все надежды только на эту организацию. В условиях мира Великобритания будет поэтому стремиться развивать дружеские отношения с Россией и США, отношения, сложившиеся и прошедшие проверку  на полях войны. Ведь мы знаем, что, пока эти три державы держаться вместе, угрозы войны никогда не будет.

«ДЕЙЛИ ЭКСПРЕСС», ЛОНДОН. 9 марта 1945 года.

За рубежом, 1980, №20.