Мики Маус – рекламный агент монополий

Мики Маус – рекламный агент монополий

23.07.2015 22:20
3656
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
806_big

Так называемые «средние американцы» считают его чуть ли не одним из национальных символов. Еще бы, ведь он основал целую индустрию развлечений, крупнейшие предприятия которой, например, «Диснейуорлд», получают баснословные прибыли, внушая миллионам американцев, что залог человеческого счастья – это бизнес. И теперь, представьте, Мики стал полноправным деловым партнером «Дженерал электрик», «Дженерал моторс» и других корпораций, рекламируя их товары с такой же избирательностью, с какой на экране борется со злом. Это и вызвало сарказм у непривычного к «американскому образу жизни» французского журналиста.

ЗВУЧИТ громоподобный голос Джорджа Вашингтона. Он говорит о единстве Соединенных Штатов, о светлом будущем демократии и американской конституции, столь дорогой сердцу «свободных людей». Вокруг него торжественно и чинно восседают в гигантском амфитеатре все тридцать девять президентов США. Они внимательно слушают его выступление. Иногда кто-нибудь из них меняет позу или совершенно непринужденно почесывает за ухом. Все они – говорящие и самодвижущиеся роботы, управляемые центральной ЭВМ «Диснейуорлда», «Волшебного коловества» Мики Мауса во Флориде.

У публики, посещающей «Галерею президентов», обычно захватывает дух при виде героической эпопеи, которую с большим мастерством разыгрывают перед ней куклы. Но вот Вашингтон замолкает. Свет меркнет, и образы великих людей становятся тенями. На величественный город, осененный белым куполом Капитолия, опускается вечер. Незаметно вечерние облака вытягиваются и превращаются в белые полосы на фоне алого неба. Сверху и слева на темно-голубом фоне вспыхивают расположенные в несколько рядов 50 звезд. Весь небосвод превращается в американский флаг, льются звуки гимна северян «Глори, глори аллилуйя». Раздаются аплодисменты.
Выходите направо. Быстро! Чтобы освободить место для новой порции посетителей.

После возвышенных чувств, к которым располагает обстановка «Галереи президентов», особенно остро воспринимаешь залитое ярким солнцем необузданное и в то же время упорядоченное безумие крупнейшего в мире парка аттракционов. Над головами посетителей проносятся разноцветные гондолы «воздушной дороги», вертятся карусели, весело пыхтит под парами поезд с Дальнего Запада, белые прогулочные пароходы бороздят Миссисипи, русло которой вырыто почти в натуральную величину. Из воды выглядывает крокодилья спина подводной лодки капитана Немо, мчаться с развевающимися ушами слоны, сливаются воедино все звуки музыки, монорельсовый экспресс, отходящий от гостиниц и автостоянок, доставляет посетителей к гигантским воротам «волшебного королевства». В среднем его посещают 60 тысяч человек в день. За семь лет с момента открытия здесь побывали 90 миллионов посетителей.

В «мире Диснея» для того, чтобы ввести посетителя в соблазн и заставить его покупать, воздействуют на все эмоции, причем это делается с необыкновенной тщательностью, которая поражает европейца со скромными антропометрическими данными. Здесь воссоздана «Франтиерленд» («Пограничная земля») – великое прошлое нации, завоевание «Дальнего Запада». «Адвенчурленд» («Земля приключений») со своими подземными путешествиями среди пиратов-роботов и в настоящих джунглях, где при приближении пироги появляются тигры-роботы. «Туморроуленд» («Земля будущего») с невероятными космическими приключениями, «Фэнтэзиленд» («Земля фантазии») – претенциозный уголок традиционной англосаксонской детской, на смену которому пришла диснеевская феерия: маленькие Мики Маусы, дом с приведениями, созданными с помощью голографии, которые больше веселят, нежели пугают. В «Волшебном королевстве» все добрые и славные, ничто и никогда не должно здесь огорчать американскую семью. Не сбивать ее даже на какой-то момент с проторенных троп, вернее, автострад, на которых она процветает.

«Диснейуорлд» («Мир Диснея») – это доведенный во всем своем блеске до гигантских масштабов конформизм, раздвинутые до бесконечности границы выспренности и слабохарактерности. Однако все сделано с таким мастерством и такой роскошью, что посетитель верит всему этому почти как реальности. Эти десятки тысяч благополучных американцев почти отождествляют себя с Мики в порыве ошеломляющего преклонения перед ним.

Все здесь колоссально: «Волшебное королевство», количество посетителей, аттракционов, денег, техники, амбиций и самоуверенности.
Заметим, что парк аттракционов «Волшебное королевство» является пока наиболее сильным плюсом притяжения в «Диснейуорлде». Кроме 40 волшебных дворцов Микиграда, двух тысяч самодвижущихся роботов, 15 тысяч служащих, 150 тысяч костюмов, ЭВМ, настоящих подземных заводов, есть еще и монументальный комплекс отдыха и развлечений, озера, «необитаемые острова», джунгли, кишащие экзотическими животными, 80 километров судоходных каналов, водопады, искусственные горы, электростанция, гостиничные и торговые центры. Это часть территории Флориды, на которой может уместиться два Манхэттена или Париж с пригородами. Из озер спустили воду, их вычистили и наполнили снова. Болота осушили. Способ регулирования уровней воды в водоемах был заимствован у голландцев. Но предстоит еще выполнить основную часть задуманного – построить «Идеальный город» по евангелию от «святого» Мики и «философии» Уолта Диснея, за которую он был удостоен нескольких дипломов почетного доктора. Центр экспериментального прототипа общества будущего (ЭПОБ) – диснеевская мечта, воплотившаяся в действительность, будет торжественно открыт 1 октября 1982 года. Это –американское видение прогресса, которое настораживает и от которого по коже бегут мурашки.

Уже закончена подготовка планов и макетов. У входа в страну будущего, территория которой в два раза больше «Волшебного королевства», будет возвышаться сфера размером с небоскреб – космический корабль «Земля». Это машина времени, для путешествия по всему пути развития человечества от неолитического скребка до атомных электростанций, гимн торжествующей технологии, выполненный в трех измерениях. Затем посетители вступят на «Большой проспект идей». Это своего рода фондовая биржа изобретений и изделий. Далее идут павильоны, начиненные всевозможными хитроумными электронными и техническими приспособлениями: «Дворец транспорта», над которым шефствует компания «Дженерал моторс», «Дворец связи», которым владеет корпорация «Америкен телефон», «Дворец энергетики» корпорации «Экссон», «Дворец сельского хозяйства» корпорации «Крафт». Ресторан, расположенный в огромном пузыре воздуха, погруженном в пучину моря. «Дворец здоровья», в котором посетители совершат путешествие по всем органам человеческого тела, а также познакомятся с тем, «как можно его использовать». Техника, техника, техника. Однако поданная таким образом, чтобы, избави бог, не утомить посетителей. Наконец, после «Американских приключений» идут «Витрины мира». После Америки это такой маленький мир… Французское вино, немецкая кислая капуста, великолепные яства и конформистские развлечения.

Боб Аллен, один из вице-президентов корпорации, носит в петлице, как и все служащие «Диснейуорлда», миниатюрную картину мира, осененную ушами Мики Мауса. Колоссальный символ. Во время нашей беседы мы никак не могли настроиться на одну волну.

— Разве плохо, — говорил Боб Аллен, — что наши крупнейшие отрасли промышленности принимают участие в создании образа будущего? Мы же не предлагаем посетителям: «Покупайте «шевроле». Таким образом, в нашей деятельности нет никакой рекламы…

— Но интересы «Дженерал моторс» не обязательно совпадают с интересами американцев, французов или китайцев!

— Разумеется, совпадают! На наших крупных промышленниках лежит большая ответственность, их прежде всего волнует общественное благосостояние!

Судя по всему, Боб Аллен принимал меня за большевика. Любопытно, что в своей трактовке будущего ЭПОБ, как чумы, избегает какого бы то ни было политического или социального прогноза.

— Ну нет, Мики чужда политика! Прежде всего необходимо избрать оптимальный вариант движения вперед. Видите ли, прогресс человечества удивительно напоминает развитие картин Диснея. Сначала кино заговорило, потом пришел цвет, потом удивительные истории и т.д. То есть всегда на смену существующему приходило лучшее. В «Диснейуорлде» мы отвергаем войну, нищету, зло. Всего этого достаточно в окружающем нас реальном мире. У нас все здесь чистенько, мило, дышит оптимизмом.

Где же истина, спросите вы? Где же реальный мир? Снаружи среди безумцев или же во владениях Мики Мауса?

Проведите неделю в мире Диснея, этом колоссальном и подозрительном музее обывательского счастья, и вы невольно почувствуете, что заболеваете шизофренией. Под занавес, отведав (названных по аналогии с «гамбургерами» и «хот-догами») «мунбергер», «орбитбергер» и «спейсдог» в «Туморроуленде», после посещения подземных аттракционов «Волшебного королевства», недра которого начинены автоматикой, как внутренности городов из фантастических бестселлеров, я направился вслед за толпой к «Карусели прогресса». На ней посетители располагаются сидя. А перед ними живее, чем в самой жизни, благодаря автоматике и телемеханике проходят несколько поколений одной милой, симпатичной американской семьи: пылесос, холодильник, телевизор, сушилка для волос… Постепенно они вызывают у обывателя чувство блаженства. Слышится припев: «Это лучшая пора нашей жизни». Публика хором подхватывает его. Подхватываю и я, чтобы не закричать.

Над «Каруселью прогресса» шефствует «Дженерал электрик». Боба Аллена поражает мое удивление:

— Ну и что? Вчера, сегодня, завтра, это всегда лучшая пора нашей жизни. Нужно лишь довериться частному предпринимательству.
«Волшебное королевство» и сооружение ЭПОБ уже поглотили кругленькую сумму. В переводе на наши деньги – это пять миллиардов новых франков, что равняется годовому бюджету министерства культуры Франции. Тем не менее ассигнования на строительство собираются удвоить. Откуда возьмутся такие колоссальные деньги? Не беспокойтесь, за все платит Мики Маус. Эта «могучая мышь» выворачивает карманы своих обожателей. Сегодня Мики стал одним из крупнейших воротил большого бизнеса. Гип, гип. Ура, Мики Маусу!

Жан-Франси ЭЛЬД, «НУВЕЛЬ ОБСЕРВАТЁР», ПАРИЖ.
За рубежом №34 1979г.