Apple впервые за последние 10 лет сообщила о падении выручки. По данным финансового отчета компании, второй квартал стал одним из худших в ее истории: выручка упала на 13% и составила $50,6 млрд, а чистая прибыль — на 22%, до $10,5 млрд, посрамив аналитиков, делавших более оптимистичные прогнозы.
Последний раз такое серьезное падение прибыли было зафиксировано в первом квартале 2003 года. Тогда главным продуктом Apple был PowerMac, а iTunes Music Store только готовился к запуску. Сегодня же более чем две трети всего дохода корпорации составляет прибыль от продажи айфонов, которые, как следует из финансового отчета компании, становятся все менее популярными. Так, в прошлом квартале Apple продала 51,2 млн смартфонов, в то время как за аналогичный период прошлого года — 61,2 млн. При этом наиболее серьезно просел китайский рынок, который является одним из ключевых для Apple: там продажи iPhone по сравнению со вторым кварталом 2015 года упали на 26%.
Что же касается других продуктов компании, iPad и iMac, то картина выглядит следующим образом:
iPad
Продажи iPad продолжают падать девятый квартал подряд.
Для сравнения: уровень продаж в первом квартале 2015 года составлял 12,6 млн, а в первом квартале этого года — 10,2 млн, то есть на 19% меньше.
iMac
Продажи iMac также продолжают стремительно падать: если в первом квартале 2015 года они составляли 4,6 млн устройств, то в первом квартале этого года – всего 4 млн, или на 12% меньше.
Комментируя данные отчета на конференции с инвесторами, генеральный директор Apple Тим Кук признал, что у компании «был очень напряженный и сложный квартал», однако несмотря на «паузу в нашем росте, команда отлично сработала в условиях непростой макроэкономической ситуации».
Аналитики Pacific Crest Securities Энди Харгривз и Эван Вингрен также высказались в поддержку Apple, заявив, что «финансовые показатели не такие уж плачевные, как кажется, и вовсе не означают, что компанию пора сбрасывать со счетов».
Впрочем, существует и противоположная точка зрения, которой придерживается целая группа аналитиков. Они сходятся во мнении, что компания, вероятно, достигла пика пресыщения своих клиентов и спасти ее от окончательного падения сможет только новый продукт.
Аналитики Barclays Марк Московиц, Тревор Бэкон и Дэниел Гейд в интервью Bloomberg выразили большую обеспокоенность по поводу будущего Apple: «Мы ожидали, что акции Apple упадут, но такого сильного падения никто из нас предположить не мог. То, что произошло во вторник, буквально взорвало рынок и показала нам реальную ситуацию. Если так пойдет и дальше, то корпорация рискует потерять свое место на рынке».
Аналитики Deutsche Bank Шерри Скрибнер и Джеффри Рэнд и вовсе предостерегли инвесторов от покупки акций Apple в ближайшее время и посоветовали компании как можно быстрее заняться выпуском нового продукта: «Отчет показал, что наши опасения по поводу перенасыщения рынка смартфонов оказались справедливыми, и риски потерять прибыль высоки как никогда. Единственным выходом для Apple в данной ситуации станет выпуск на рынок принципиально нового продукта. В противном случае падение продолжится».