26 апреля Верховный суд Крыма удовлетворил иск прокурора республики Натальи Поклонской, признав Меджлис крымскотатарского народа экстремистской организацией и запретив его деятельность. Лидеры меджлиса утверждают, что он является легитимным органом крымских татар, а потому они намерены обжаловать решение суда и продолжать свою деятельность. Украина, Запад и правозащитники негодуют, но в Москве к ним прислушиваться не собираются.
С иском о признании меджлиса экстремистской организацией прокурор Крыма Наталья Поклонская обратилась еще в феврале этого года. 13 апреля она приостановила деятельность этой организации (кстати, незарегистрированной) в Крыму. А вскоре стало известно, что Министерство юстиции РФ внесло меджлис в список экстремистских организаций.«
«Вся деятельность и идеология меджлиса строится только на одном — на борьбе с Россией», лидеры и рядовые члены организации являются «марионетками в руках больших западных кукловодов» и служит она только разжиганию розни, ненависти и вражды, говорила Поклонская, выступая в суде. И суд к ее мнению прислушался.
Напомним, меджлис был создан в 1991 году. Он позиционируется как исполнительный орган Курултая (национального съезда) крымскотатарского народа, избирается из его членов и подотчетен ему. Основной целью меджлиса, состоящего из 33 человек, включая председателя, называется ликвидация последствий депортации 1944 года и восстановление национальных и политических прав, в частности − реализация права на свободное национально-государственное самоопределение на своей территории. В мае 1999 года появился консультативно-совещательный орган — Совет представителей крымскотатарского народа при президенте Украины. Однако легитимность и курултая, и меджлиса Верховная рада признала только в марте 2014 года, после присоединения Крыма к России. Законность референдума о статусе Крыма меджлис не признал, назвав вхождение республики в состав РФ аннексией.
Уже в апреле 2014-го одному из лидеров крымских татар, известному советскому диссиденту и экс-главе меджлиса Мустафе Джемилеву вручили уведомление о запрете въезда на территорию России (а, значит, уже и Крыма и Севастополя) сроком на пять лет. Такие же меры были применены к нынешнему лидеру организации Рефату Чубарову. Впоследствии оба они были заочно арестованы судом Симферополя за «призывы к нарушению территориальной целостности государства» и объявлены в розыск. В настоящее время и Джемилев, и Чубаров являются депутатами украинского парламента, состоят во фракции «Блок Петра Порошенко» и активно путешествуют по миру, рассказывая о проблемах с правами человека в Крыму. Чубаров, в частности, характеризует происходящее на полуострове как «репрессии и гонения» на крымских татар со стороны российских властей.
В прошлом году представители медлиса взяли на вооружение тактику блокад, которые, по их мнению, ведут к удорожанию содержания Крыма Россией. Так, в сентябре крымские татары совместно с добровольческими украинскими батальонами начали продовольственную блокаду полуострова. Затем последовала блокада энергетическая, в ходе которой были подорваны линии электропередач в Херсонской области, обеспечивающие подачу электроэнергии в Крым. Организаторы этой акции анонсировали и морскую блокаду в районе Керченской переправы, соединяющей полуостров с Россией.
Кроме того, параллельно в Херсонской области идет формирование крымскотатарского батальона «Аскер», в котором, как утверждают представители меджлиса, будут служить 560 человек. Предполагается, что они вместе с пограничниками будут охранять границу. Однако при необходимости, по словам координатора блокады, бизнесмена Ленура Ислямова, добровольцы готовы войти на территорию Крыма, чтобы «обеспечить безопасность соотечественникам». Учитывая все это, можно говорить о том, что запрет деятельности меджлиса в России был неизбежен.
Отметим, что после оглашения решения Верховного суда Крыма первый заместитель руководителя меджлиса Нариман Джелялов пообещал собравшимся, что члены организации будут подавать апелляцию и готовиться к обращению в Европейский суд по правам человека.
Реакция Украины, Запада и правозащитников на запрет меджлиса была вполне предсказуемой. Украинский МИД заявил о своем «решительном протесте» против «продолжения сталинских репрессий против коренного народа Крыма». Официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер выразил обеспокоенность, подчеркнув, что решение суда лишило крымских татар «остатков представительства, которые у них еще были». Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд призвал как можно скорее отменить запрет. «Чудовищной карательной мерой» назвала происшедшее Amnesty International.
В свою очередь, председатель совмина Республики Крым Сергей Аксенов решение суда приветствовал. «На сегодняшний день меджлис полностью утратил авторитет и влияние в крымскотатарском сообществе. Эта организация является площадкой для распространения экстремистских идей и ведения подрывной работы против России и Крыма», — написал он в фейсбуке. Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на призыв Госдепа США отменить запрет меджлиса заявил: «Это вопрос, который касается российской юрисдикции, и поэтому в данном случае мы не считаем возможным и необходимым прислушиваться к мнению других стран».