Конец «Лайфа»

Конец «Лайфа»

09.11.2016 15:34
3515
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Пресса США, как и других капиталистических стран, -это прежде всего «большой бизнес», огромное многоотраслевое предприятие, один из основных источников дохода которого составляет реклама , помещаемая на страницах периодических изданий. Поставляющие ее корпорации и определяют в конечном итоге, быть или не быть журналу или газете. Последний яркий пример подобной зависимости -судьба недавно прекратившего свое существование крупнейшего буржуазного иллюстрированного еженедельника США, ставшего жертвой законов того самого «общества свободного предпринимательства», которое он усердно восхвалял свыше 30 лет.

«Я часто думал, что Генри Люс, будучи весьма умным человеком, сумел и умереть во время. С того времени случилось много такого, что ему никак бы не понравилось. И, безусловно, он пролил бы немало слез по нынешнему поводу», — сказал в своем выступлении Эндрю Хейскелл, председатель компании «Тайм инкорпорейтед».

Впрочем, и без того в здании штаб-квартиры «Тайм-Лайф инкорпорейтед» слез было пролито более чем достаточно, когда руководители основанной Генри Люсом издательской империи неожиданно объявили о смерти журнала «Лайф» в возрасте 36 лет. Когда главный редактор «Тайм инкорпорейтед» Хедли Донован объявил на собрании сотрудников, что выход «Лайфа» прекращается после выпуска номера от 29 декабря 1972 года, в зале, где к «смертному одру» собралось свыше 300 человек, раздались вздохи, а затем рыдания. На 29-м этаже, где в основном готовился «Лайф», начались поминки по последнему массовому иллюстрационному еженедельнику Америки («Сатердей ивнинг пост» закрылся в 1969 году, «Лук»-1971-м).

Слухи о неминуемой кончине «Лайфа» давно уже ходили в издательском и рекламном мире. Большинство сотрудников журнала думали, что он продержится немного дольше, но цифры играли против них. За последние 4 года «Лайф» принес убытки на сумму 30 миллионов долларов, и хотя дефицит несколько уменьшился в 1971 и 1972 годах, эксперты компании рисовали в своих прогнозах на последующие два года мрачную картину- новые убытки, возможно, еще на 30 миллионов.

По некоторым сообщениям, ряд основных рекламодателей информировали редакцию, что не собираются возобновлять контракты на 1973 год. А «Лайфу» предстояло еще пережить повышение почтовых тарифов на 170 процентов в ближайшие 5 лет-повышение которое из-за крупного формата журнала могло оказаться для него более тяжелым, чем для большинства других изданий. «Мы держались до последнего, до тех пор, пока питали хоть какую-то надежду, что «Лайф» выправится,- заявили Донован и Хейскелл.-Однако сейчас мы эту надежду потеряли и считаем, что публикация журнала после 1972 года легла бы тяжким бременем на другие издания и деятельность «Тайм инкорпорейтед».

Телевидение, разумеется, способствовало кончине еженедельника, ибо до появления «волшебной трубки» иллюстрированный журнал Генри Люса служил окном в мир для миллионов читателей. «Лайф» был чуть ли не изобретателем жанра фотоочерка, и он помог проникнуть на журналистский олимп немалому числу одаренных и энергичных фотокорреспондентов. Он освещал вопросы природы, истории, искусства и науки. В нем публиковались известнейшие американские писатели -от Хемингуэя до Нормана Мейлера, он служил витриной для собственного пантеона «Тайм инкорпорейтед», предоставляя свои страницы «зубрам» журналистики. В нем печатались мемуары Черчилля, Эйзенхауэра и де Голля и чуть было не появились фальшивые «мемуары», приписавшиеся миллиардеру Говарду Хьюзу. Журнал отражал и тривиальные мелочи американской жизни со всеми ее мимолетными модами: полуголыми девицами и глотателями золотых рыбок. Он щекотал нервы и поучал, ужасал и просвещал, а затем скончался, умирая страшно медленно, подобно динозавру, ставшему жертвой смертельных для него перемен в окружающей среде.

magcov37

Надо воздать корпорации должное: она приложила немало усилий, чтобы дать «Лайфу» погибнуть. В последние годы были предприняты драконовские меры, дабы снизить невероятно быстро растущие производственные расходы и сдержать сокращение поступлений от рекламы. Были прекращены зарубежные издания, уменьшен тираж с 8,5 до5,5 миллиона экземпляров в целях снижения расходов, а число сотрудников редакции и бюджет сокращены на 40 процентов.

Однако некоторые осведомленные наблюдатели считают, что конкуренция со стороны телевидения, нервируя руководителей журнала, заставила их сделать ряд крупных ошибок. Очарованные магией цифр, они с радостью приняли 1,5 миллиона подписчиков прекратившего существование «Сатердей ивнинг пост», а затем поплатились, когда повышенные рекламные тарифы отпугнули рекламодателей. Затем «Лайф» попытался изменить свой профиль, публикуя больше текста и меньше иллюстраций. В результате появились сенсации, но еженедельный доход продолжал сокращаться. В отчаянии руководителя «Лайфа» попытались вернуть своему прежнему образу, публикуя красочные фотографии, освещающие новости (рубрика «Пульс жизни»), импрессионизм(«Галерея») и прошлое (25 лет назад в «Лайфе»).Но ничто уже не помогало. «Мы потеряли направление, -говорит один из ветеранов журнала. -Не знали, для кого пишем. Мы продолжали пытаться издавать массовый журнал, когда Америка давно уже не была «массовой», а представляла собой собрание отдельных групп, каждая со своими специфическими интересами».

В свое время, перефразируя определение стихотворения, данное Робертом Фростом, Генри Люс объявил, что фотоочерк, в ту пору основной жанр журнала, будет начинаться « с восторга» и кончаться «мудростью». Однако многие критики оценили издание по-другому. Один из них сформулировал «рецепт», по которому в редакции стряпали «пищу для умов» миллионов американцев следующим образом: «Берутся равные части обезглавленного китайца, избитого негра, зрелища операции перитонита и быстро спадающей женской рубашки».

«Ньюсуик»,Нью-Йорк.

Журнал за рубежом 1973г.