Недавно крупнейшая парижская газета опубликовала серию статей своего специального корреспондента, совершившего поездку по СССР. Это объективный репортаж об увиденном в Советской стране, рассказ очевидца, посетившего Москву и Ленинград.
Восемь дней в Советском Союзе… Не будем рубить сплеча. Остережемся безапелляционных выводов, когда звонкой оплеухой разделываются с репутацией города, народа, потому что где-то была подана недоброкачественная пища или администратор гостиницы был не в настроении. Ох уж эти путешественники, которые не видят дальше оконных занавесок! Да, восьми дней мало, чтобы составить окончательное мнение. По их достаточно для приобретения некоторых впечатлений, пусть даже субъективных. Стряхнем же вместе с пылью со своих ботинок прах предрассудков.
Париж — Москва. Четыре часа на борту «Каравеллы» компании «Эр Франс». Никакой другой город, кроме столицы СССР, не вызывает такого желания познавать, когда впервые попадаешь в него. До настоящего времени дате в Азии, даже в глубине Африки мне иногда казалось, что я нахожу отражение Европы: почти повсюду кафе с террасами и без террас, сходное оформление витрин, хозяин лавки за своей стойкой. А что осталось в Москве от старых привычек Запада? Разве все здесь не удивительно и ново?
Город — это прежде всего улицы. Пересекая Москву вдоль и поперек, я знакомлюсь с ее улицами, совершенно непохожими на наши: поток людей, уличное движение, более спокойное, чем в Париже, может быть, потому, что улицы вдвое шире; новые кварталы с семи-, восьми- и десятиэтажными домами, построенными за несколько месяцев или недель. Москва ширится, шагает навстречу пригородам, удваивается в объеме, словно завтра население должно увеличиться с шести с половиной миллионов человек до двенадцати. Дня через два начинаешь замечать, что у Москвы не одно лицо, а сразу несколько, иногда совсем непохожих друг за друга. Но есть и общая черта, придающая им семейное сходство, — метро. Однажды я спустился или, вернее, нырнул, «как это делают каждый день три миллиона москвичей, по эскалатору с перилами из красного дерева в глубины этого подземного царства.
Что же делают пассажиры? Многие продолжают работать и здесь. Они читают, потому что читать — значит расширять свои знания, то есть тоже работать. Я вижу вокруг толстые книги и школьные тетради. «Курс ботаники», — говорит мой гид, заглядывая через плечо,— «Социологические исследования», «Трактат по электромагнетизму света», «Рассказы» Юрия Казакова, перевод «Нана».
Какие отчеты ООН смогут отразить зрелище тротуаров в Бомбее или Калькутте с изможденными нищими, голыми детьми, со спящими людьми, разбросанными ночью на перегретых мостовых, словно трупы? Русские, которых я встречаю и наблюдаю на улице, с которыми я сталкиваюсь в метро, в ресторанах, в переполненных скверах, безусловно, хорошо питаются. Счастливы ли они? Да, конечно, если внешний облик отражает действительность.
Если русские еще говорят о небе, называя его, впрочем, космосом, то никто не говорит о боге. Бога отправили в бессрочный отпуск в октябре 1917 года. Но не изобрела ли Россия — бывшая святая Русь — новую религию, религию Человека, со своим богом — Лениным? Вот он стоит, засунув руки в карманы или склонившись над письменным столом с карандашом в руке; сидит, коренастый, энергичный, готовый ринуться вперед; произносит речь, выбросив вперед руку; стоит с обнаженной толовой или в надвинутой на глаза кепке, задумчивый, строгий, добродушный, простой. Из бронзы, из камня, на огромных цветных плакатах, на портрете, висящем в гостинице.
И, наконец, сам Ленин в Мавзолее из красного гранита у стен Кремля. Один француз, который жил со мной в «Украине», вернувшись с Красной площади, в трех словах высказал мне свои впечатления: «Это надо видеть!».
Он умер сорок лет назад. А я смотрю, как он спит на знаменах Парижской коммуны, на его бледные руки, которые нанесли последний удар по шатающемуся трону Романовых, и вспоминаю другого Ленина. Того почти неизвестного своим соседям, что жил пятьдесят с лишним лет назад в маленькой квартире на улице Мари-Роз. По воскресеньям он иногда отправлялся на велосипеде в Лонжюмо, чтобы в одном из кафе прочитать рабочим лекцию о социализме. Он говорил по-французски ясно и четко. Этот Ленин любил набережные Парижа, Лувр, Национальную библиотеку. Люксембургский сад. Он отрицал существование бога и верил в будущее авиации.
25 октября 1917 года залп «Авроры» послужил сигналом к началу социалистической революции. Восставшие рабочие, солдаты и матросы ворвались в Зимний дворец по мраморным лестницам, которые до сих пор хранят следы пуль. Красный флаг стал национальным флагом.
Давно рассеялся запах пороха. Но и сорок лет спустя Ленинград — Петербург Петра и Екатерины — остался тесно связанным с той октябрьской ночью.
Большой почетный круг по Невскому проспекту. Дворцы, сменившие свое назначение, так же как люди меняют профессию,— вчерашние княжеские резиденции сегодня стали институтами, школами, административными учреждениями, домами профсоюзов. Бывшая столица России с улицами, рассеченными каналами, зелено-желтыми дворцами, златоглавыми церквами, с триумфальными арками и конями из зеленеющей бронзы стбит лучших столиц старого мира.
У Ленинграда ничего общего с Москвой. Москва — это не один город, а восемь, десять собранных вместе городов. Некоторые из них очень старые, другие родились только вчера. Ленинград — единое целое. И советские архитекторы, построившие новые кварталы, немало поработали над сохранением ансамбля. В век железа и бетона Ленинград с улицами, ставшими вдвое шире и втрое длиннее, с высокими гармоничными зданиями продолжает традиции Петербурга.
Выйдя из гостиницы вместе с французами, соседями по этажу или по столу, я вливаюсь в длинный людской поток, решительно направляющийся к своей цели. Это можно сравнить с часом большой мессы в Париже. Но люди спешат не на мессу. Приехав со всех концов города, из окрестностей, более или менее отдаленных районов огромной России, рабочие и колхозники, пользуясь отпуском, подталкиваемые жаждой знаний—читать, видеть, слушать,— ставшей страстью современной России, плотной толпой идут на штурм музеев и памятников.
«Эрмитаж» — музей номер один в СССР, один из лучших в мире. «Триста залов,— говорит гид,— два с половиной миллиона экспонатов: живопись, скульптуры, гравюры, рисунки и монеты. И два миллиона посетителей в год. Некоторые приходят ежедневно в течение трех месяцев. Они появляются с открытием музея и уходят, когда швейцар кричит: «Закрываем!»
Сюда приходят целыми семьями, маленькими студенческими группами, приходят колхозники, рабочие, преподаватели с книгой в руке или прижатой к груди. До вечера движется по залам в молчаливом волнении людской поток.
Я восхищаюсь — так как этим стоит восхищаться -сознательностью, с которой советские люди заботятся о сохранности памятников искусства. Известно, что у них нет никакого почтения к ненавистному режиму, который рухнул или, вернее, был свергнут в 1917 году. Но, исходя из простой и естественной мысли, что эти здания были созданы великими архитекторами, русскими или иностранными, наиболее известными в то время, что каждый камень связан с историей нации, что они стали собственностью всех и что было бы непростительно дать им погибнуть или разрушить их, советский народ ежегодно находит миллионы рублей, чтобы омолодить их золотом, медью, черным или красным лаком.
Наши революции иконоборческие и поджигательные. Они разграбили залы Версаля, подожгли Тюильри и городскую ратушу. «Кроме режима, флага, социальной системы и названия городов, большевистская революция ничего не изменила»,— мог написать о Ленинграде без особого преувеличения англичанин в 1925 году. Едва захватив власть, Ленин первый рекомендовал заботиться о княжеских особняках: «Отныне они наши».
В театре имени Кирова я увидел третий балет за время моего пребывания в СССР — «Лебединое озеро». Доступ в зрительный зал начинается в 6 часов 15 минут. У каждого свой билет с указанием яруса, номера ряда и кресла, и все быстро находят свои места. Никакого беспорядка и чаевых. Поистине удивительная публика для человека, привыкшего к парижским залам.
В партере — рубашки с расстегнутым воротом, штапельные кофточки, полосатый свитер.
Но действительно ли так уж необходимо напяливать фрак или смокинг, вешать на шею тройную нитку жемчуга, чтобы слушать Чайковского? Это — новое общество, в котором француз, вскормленный на классической русской литературе, тщетно будет искать героев ее романов.
Немцы влюблены в музыку. Если отменить концерт в Мюнхене или в Штутгарте, тотчас поднимается бунт, словно отменили футбольный матч в Париже или Лиме. Русские влюблены не только в музыку, но и в танцы. Говорят, что советский балет отстает с точки зрения современной хореографии. Пусть об этом спорят дилетанты. Иногда хорошо быть несведущим и не портить себе удовольствия путаными размышлениями.
…Иностранец, ограниченный зрительным восприятием, увезет через восемь дней, проведенных в СССР, только общие представления. Но эти воспоминания колоритны и стойки, они не стираются в памяти. Ни к чему из того, что увидишь здесь, даже если радио, телевидение и печать прожужжали этим все уши, не остаешься безразличным.
Жан Куврер, «Монд», Париж.
«За рубежом», 1964 год.