Хулио Кортасар: «Ковать оружие борьбы»

Хулио Кортасар: «Ковать оружие борьбы»

14.02.2017 12:56
3548
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Хулио Кортасар, популярный аргентинский писатель, в своем выступлении, посвященном Дому Америк, научно-исследовательскому центру, созданному на Кубе в 1959 году с целью содействия развитию национальной культуры в странах Латинской Америки, высоко оценивает вклад революционной Кубы в дело духовного освобождения народов кон­тинента.

«Вспоминая историю и трудный процесс создания Дома Америк, я с радостью отмечаю, сколь огромный путь мы прошли и сколь верной была наша идея. Ведь сегодня понятие «Дом» неотделимо от революции»,—сказал Хулио Кортасар во вступительной речи на собрании жюри литератур­ного конкурса Дома Америк 1980 года.

«Самые молодые из присутствующих на сегодняшней церемонии, продолжал Кортасар, — возможно, и не знают, что мое сотрудничество с Домом началось еще в 1961 году, когда этот центр только переживал период становле­ния. Все тогда было непросто. Рукописи, посылаемые на суд жюри, прибывали по адресу с огромным запозданием, а порой и вовсе не доходили, ибо Куба была окружена плотным кольцом блокады. Враги кубинской революции безжалостно задерживали авторские материалы и уничтожали их. Чтобы прибыть в Гавану, члены международного жюри были вынуждены пробираться чуть ли не через Северный по­люс, так как сообщение с ку­бинской столицей было чрезвычайно затруднено. Империалистическая пропаганда пыта­лась всячески дискредитировать конкурс Дома Америк, и писателям было трудно принять в нем участие как в ка­честве соискателей, так и в ка­честве членов жюри. А уж об издании лучших произведений нечего и говорить: не хватало бумаги, типографской краски, печатных станков. Первые из­дания (я храню у себя некото­рые образчики) страдали та­ким количеством ошибок и опечаток, что чтение их пре­вращалось в подлинное разга­дывание Головоломок».

«Но тем отрадней была каж­дая добрая весточка из Дома,— вспоминает X. Кортасар.— Книги «оттуда» напоминали мне перелетных птиц, ко­торых никто и ничто не может задержать в полете и ко­торые гнездятся в самых от­даленных уголках Земли, самим своим существованием до­казывая, что мир не имеет границ. Так никто и ничто не мо­жет воспрепятствовать рас­пространению правды и пре­красного…»

Хулио Кортасар останавливается на том, что ему представляется самым важным в истории и судьбе Дома Аме­рик. «Дом,— говорит он,— являет собой маленькое зеркало, в котором отражается современная действительность Кубы. До революции мы в Аргентине знали лишь кубин­ских боксеров да некоторых сомнительных эстрадных звезд, но не имели представления о подлинной культуре кубинского народа. Для людей той эпохи, еще столь недавней, образ Кубы ассоциировался только с именем Капабланки. Но вот народ пришел к власти. И хотя империалистическая блокада отрезала Кубу от внешнего мира, воля и твердость народа сделали то, что не могло ни­когда быть достигнуто в прошлом:   кубинская культура вышла за местные рамки, распахнула стране двери в широкий мир. И в этой связи неоценима, грандиозна работа, проводимая Домом Америк».

Далее Хулио Кортасар отме­тил, что публикации и деятельность Дома Америк получили широкое признание во всех уголках земного шара, включая те страны, политический и идеологический курс которых отличается от кубинского. Никто ныне не может игнорировать благородную дея­тельность Дома Америк. Читатели континента с нетерпением ожидают появления изданий Дома. Среди книг, выпущенных им за последние пять лет, можно встретить произведения писателей также стран района Карибского моря. Ранее небольшие тиражи, какими их труды издавались на родине, не могли обеспечить им известность в других странах. Благодаря решению Дома Америк открыть доступ к конкурсу англо- и франкого­ворящим карибским писателям (а теперь — и писателям Бразилии, пишущим на португальском языке) международная общественность получит возможность познакомиться с новыми талантливы­ми авторами.

«Именно поэтому ежегодный созыв жюри,— продолжает писатель,—на которое возлагается присуждение новых премий, приобретает все большее значение. И речь, конечно же, идет не о церемонии как таковой, а о превращении конкурса в своего рода трибуну для размышлений, анализа и критики. Те писатели, кому выпала честь войти в состав жюри, и многие другие наши коллеги хорошо осознают значение и вклад Дома Америк в мировую культуру и в дело развития у наших народов национального само­сознания, основанного на литературном и художественном единстве.

В моем воображении Дом всегда представлялся растущим деревом, со все новыми побегами, с постоянно увеличивающейся кроной. Сфера деятельности Дома — это и литература, и музыка, и изобразительное искусство, и театр. И я желаю этому прекрасному дереву, чтобы его цветы и плоды содержали в себе все больше чудесных сюрпризов для новых поколений людей на Кубе и в других странах».

Х. Кортасар отметил, что Дому Америк приходится выполнять свою работу по пропаганде латиноамериканской культуры в сложной политической обстановке, существующей на континенте: «Победа народа в Никарагуа вселяет в нас оптимизм, укрепляет веру в конечную победу дела свободы и социальной справедливости во всех странах Латин­ской Америки».

В своей речи писатель подчеркнул, что миллионы людей, живущих даже в так называемых демократических странах Латинской Америки, лишены возможности участвовать в культурной жизни. Пользование плодами науки и искусства там является привилегией богатого меньшинства. X. Кортасар сказал: «Мы прекрасно знаем, что культура станет достоянием масс в Ла­тинской Америке лишь после ее полного освобождения от гнета империализма. Куба наглядно это продемонстрировала. И тот факт, что мы сегодня находимся здесь,— прямой результат достижений кубинской революции в области культуры, до которых еще далеко большинству стран Латинской Америки».

«Гранма», Гавана.

«За рубежом» 1980 год.