Новая норма направлена на выдавливание иностранной рабочей силы со строек в столичном регионе.
В конце прошлой недели в регионе Иль-де-Франс, охватывающем Париж и его пригороды, принят «Закон о малом бизнесе», который помимо прочего содержит так называемую «статью Мольера». Эта часть закона предписывает компаниям, получающим господряды в строительной, транспортной и других сферах, использовать в качестве рабочего языка только французский.
«Данная статья адресована иностранным компаниям, которые приходят в регион со своими сотрудниками, нередко совершенно не говорящими по-французски. Таким компаниям необходимо поработать над собой», — приводит AFP слова вице-президента Иль-де-Франс Жерома Шартье.
Официально статья, носящая имя классика французской литературы, призвана повысить безопасность на стройках, где из-за отсутствия должной коммуникации между работниками могут возникать чрезвычайные ситуации. Однако критики нового закона утверждают, что он направлен прежде всего против компаний, предпочитающих нанимать дешевую рабочую силу из Украины, Польши, Португалии и других стран.
По оценкам экспертов, сегодня в различных секторах экономики Франции трудятся до полумиллиона иностранцев. Компаниям выгодно нанимать таких работников — это позволяет сэкономить и на зарплатах, и на налогах (последние в таких случаях выплачиваются в странах, гражданами которых являются работники). Случаются и злоупотребления: некоторые фирмы позволяют себе оплачивать труд иностранцев «черным налом» и, пользуясь их бесправием, заставляют их работать сверх нормы без соответствующей компенсации. При этом по законам Евросоюза Франция не может отказать компании из страны – члена ЕС в получении госконтракта лишь на том основании, что та не станет нанимать на работу французов.
Критики «статьи Мольера» также отмечают, что она будет препятствовать интеграции мигрантов, недостаточно хорошо владеющих языком своей новой родины, во французское общество. Кроме того, не вполне ясно, каким образом можно контролировать общение работников. Наконец, новая норма может негативно сказаться и на положении 150 тыс. французов, трудящихся за рубежом, – их тоже могут обязать говорить на работе только на немецком или английском.
Надо заметить, что Иль-де-Франс не первый регион Франции, принявший закон с пунктом о языке, – ранее к подобной мере прибегли Нормандия, О-де-Франс и Овернь – Рона – Альпы. Добавим, что в предвыборную программу кандидата в президенты страны Франсуа Фийона входит принятие такой нормы на национальном уровне.