Крупнейшие авиакомпании Запада в погоне за прибылями грубо нарушают технические правила эксплуатации самолетов. Стремясь максимально экономить дорогостоящее горючее, они заставляют пилотов при взлете как можно быстрее набирать высоту. По этой причине летчикам приходится вести самолет под большим углом, что вызывает сильные перегрузки в ряде конструктивных элементов машин и приводит к возникновению крайне опасных трещин.
Снижение самолетов опять-таки с целью экономии горючего также производится в ускоренном режиме и практически в последний момент. Полетные перегрузки и связанные с ними перепады внутреннего давления воздуха в герметичной части самолета вызывают непредусмотренные конструкторами перегрузки на фюзеляж, особенно на переборки хвостовой части. Именно такого рода трещины привели в Японии к катастрофе «Боинга-747» компании «Джапан эйрлайнз», у которого в момент набора высоты обломилась хвостовая часть (как выяснилось, грубые нарушения существующих правил для обеспечения безопасности полетов были допущены при ремонте хвостового оперения самолета. — Ред.).
Ряд авиакомпаний, стремясь сократить время простоя самолета и увеличить тем самым доходы от его эксплуатации, пренебрегают тщательным наземным обслуживанием лайнеров. Такие нарушения почти не поддаются контролю.
Острая конкуренция в области авиаперевозок толкает авиакомпании, особенно неевропейские, на грубое нарушение правил безопасности пассажиров. Во время авиакатастрофы в Манчестере (Великобритания), когда самолет «Боинг-737» загорелся при взлете от взрыва двигателя, большинство пассажиров погибло от того, что авиакомпания «Бритиш эртур», эксплуатировавшая этот самолет, ликвидировала два запасных выхода, чтобы установить на освободившемся месте дополнительные ряды кресел. Во время пожара охваченные паникой люди не могли свободно выйти через передние двери. Мешали передвижению пассажиров и близко сдвинутые ряды кресел.
Стремясь сократить расходы, авиакомпании и службы аэродромов зачастую не закупают всего необходимого для обеспечения безопасности полетов оборудования. Особенно часто пренебрегают приборами для обнаружения в зонах, прилегающих к аэропортам, столкновения восходящих и нисходящих воздушных потоков. Именно такое явление привело недавно к катастрофе «Боинга» в Далласе. За 10 последних лет в США произошло 13 подобных катастроф.
Компании также заставляют пилотов пренебрегать безопасностью ради того, чтобы самолеты не нарушали расписания. Поэтому даже в трудных погодных условиях летчики стремятся совершить посадку с первого захода, отказываясь от повторной попытки, что часто приводит к катастрофам.
Серьезной критике стоит подвергнуть и авиационные двигатели, в частности корпорации «Пратт энд Уитни», в которых часто стали обнаруживаться серьезнейшие дефекты. Именно этими двигателями оснащены крупнофюзеляжные самолеты «DC-9» и «Боинги» 727 и 737.
Опасность для жизни пассажиров таит эксплуатация на средних и коротких линиях самолетов, технически рассчитанных на дальние полеты. Частые посадки и смена высоты вызывают усталость металла, ведут к возникновению опасных, не запланированных конструкторами перегрузок.
Science & Vie
«За рубежом», 1986 г.