PR-агентства Лондона не брезгуют служить диктаторам

PR-агентства Лондона не брезгуют служить диктаторам

02.03.2011 15:53
2825
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Здесь отрасль пиара регулируется не так строго, как в США.

Коалиционное правительство Великобритании намерено ввести более жесткие правила для таких компаний, чтобы их деятельность стала более прозрачной. Созданный с этой целью Совет по связям с общественностью вводит новый порядок регистрации для лоббистов и PR-агентств.

Но представители сообщества пиарщиков не торопятся зарегистрироваться и раскрывать, чьи интересы они продвигают.

Политический грим, дорого?

Район Сохо в центре Лондона стал сердцем мира СМИ, рекламы и пиара с ежегодным оборотом в 7 млрд фунтов (11 млрд долларов). Услугами этой индустрии пользуются не только компании в поисках продвижения своих брэндов. В качестве клиентов нередко выступают целые страны.

Лондон на глазах превращается в столицу политического пиара для ряда правительств и государственных лидеров с сомнительной репутацией, особенно в области прав человека. С помощью профессионалов по связям с общественностью они пытаются придать себе более привлекательный облик.

По мнению Ника Аллана, консультанта по связям с общественностью, в прошлом 20 лет проработавшего в британском МИД, в Сохо частенько заглядывают представители таких стран, как Тунис, Египет, Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты.

Сидя в одном из самых эксклюзивных клубов Сохо, Ник Аллан рассказывает о тонкостях своей работы. Сейчас он не представляет интересы иностранных правительств, однако в прошлом Нику приходилось работать с так называемыми «трудными» режимами.

«Самое главное — сменить тему повествования об этом режиме. Конечно, с самим фактом существования диктатуры ничего нельзя поделать. Примировать лицо диктатора можно только до определенных пределов. Однако можно постараться обратить внимание на как можно большее число положительных моментов», — рассуждает Ник.

Что же может подвигнуть PR-агентство представлять такой режим, как Ливия при Каддафи? Ответ напрашивается сам собой: деньги. Такие контракты приносят миллионы долларов ежегодно. Но бытует и такое мнение: как и при рассмотрении любого иска в суде, каждая страна имеет право на защиту в негласном трибунале мирового общественного мнения.

Однако иногда некоторые PR-компании говорят: «Хватит!». Так случилось с американской компанией Washington Media Group, которая до начала нынешнего года представляла интересы правительства Туниса.

«Когда вспыхнули протесты, мы внимательно следили за ними, — рассказывает президент компании Грег Вистика. — В конце концов мы решили, что мы не можем работать со страной, которая расстреливает свой собственный народ с помощью снайперов, засевших на крышах домов. Исходя из этого принципа, мы порвали отношения с клиентом».

Саморегулирование либо жесткий контроль?

Когда клиентом PR-компании, работающей в США, становится иностранное государство, она обязана зарегистрировать этот факт в министерстве юстиции. В Великобритании таких требований нет. Поэтому зачастую узнать, кто является клиентом ведущих PR-агентств, довольно трудно. Взять, например, такую известную компанию как Bell Pottinger Group, во главе которой стоит лорд Тим Белл. Когда-то он тесно сотрудничал с Маргарет Тэтчер.

В последнее время руководимая им компания представляла интересы правительств Бахрейна и Туниса. Обращалась она к журналистам и от имени члена семьи бывшего короля Ливии, свергнутого полковником Каддафи в 1969 году. Скорее всего, к услугам этой компании прибегают и другие страны региона. Однако как сказал Би-би-си пресс-секретарь лорда Белла, компания не обсуждает список своих клиентов.

По мнению Тамзин Кейв из британской неправительственной организации «Альянс за прозрачность лоббирования», компании-лоббисты всеми силами пытаются избежать обязательной регистрации, чтобы не раскрывать, чьи интересы они лоббируют.

Кейв считает, что Великобритания нуждается в более жестких мерах, чем добровольная регистрация PR-агентств и лоббистов: «Коалиционное правительство пообещало в мае вести новую систему регистрации. Я надеюсь, что она станет реальностью. Это сделало бы индустрию лоббирования более прозрачной».

Между тем, споры идут и среди самих пиарщиков. Одни хотели бы сохранить прежнее, довольно либеральное законодательство в отношении деятельности PR-компаний. Другие говорят, что если сами PR-агентства не введут более прозрачное саморегулирование, власти, под давлением той самой общественности, связями с которой они так дорожат, могут пойти на более жесткие меры.

Гэбриэл Гейтхаус