Дескать, информации сейчас столько, что нужно, наоборот, любыми возможными способами привлекать на сайт читателей, а не заставлять их платить за новости, которые бесплатно можно прочитать в другом месте. Но сейчас появляются примеры, говорящие о том, что у платного контента будущее.
Мощный удар по критикам идеи платного контента нанесла редакция популярной американской газеты The New York Times. С 28 марта, когда сайт издания стал платным, на его подписалось больше 100 тыс. человек. Такие цифры приводит руководство издательского дома в своем квартальном отчете.
За интернетом единственно возможное будущее журналистики, говорят здесь. Оно и понятно: доходы от печатных номеров газет и журналов постоянно снижаются.
Чистая прибыль всей The New York Times, которая включает The New York Times, The Boston Globe, The International Herald Tribune, составила смешные 5,4 млн долларов.
Это вдвое меньше, чем в начале кризисного 2010 года. Выручка The Times Co составила по итогам квартала 566,5 миллиона долларов, что на 3,6% хуже показателей аналогичного квартала годом ранее.
Нельзя сказать, что условия подписки на сайт The New York Times такие уж лояльные. Бесплатно тут можно посмотреть только 20 статей в месяц. Полный доступ обходится в 35 долларов в месяц. Приложение для смартфона стоит 15 долларов в месяц, для планшета ― 20.
На эти же меры пошли и другие производители дорогого контента. Еще в 2010 году платной стала британская версия газеты The Times. Там условия более лояльные, и издательский дом отчитался, что хотя бы за просмотр одной статьи заплатили 205 тысяч ее читателей. Большая половина, правда, платила за доступ к единичным текстам, а не за all inclusive. Но тенденции, в общем-то, позитивные.
Газета медиамагната Руперта Мердока The Wall Street Journal сделала свой сайт доступным на планшетах. И на него подписались уже 200 тыс. человек. Речь о пользователях iPad и букридера Amazon Kindle.
При этом 150 тыс. из них пополнили списки мобильных подписчиков лишь за последние 12 месяцев. В самом издательстве признают, что не рассчитывали на такой успех: ведь чтобы читать WSJ на планшете, нужно платить 3,99 доллара в неделю.
Но не все так просто. Другой проект Мердока ― газета The Daily, существующая исключительно на iPad, ― не пошел. Эксперты говорят, что все уперлось в банально некачественный контент. Никаких эксклюзивных материалов на The Daily нет, а значит, и платить там не за что.
Станет платной в этом году и британская газета The Telegraph.
Говорят, это случится летом. Доступ к статьям издания будет доступен только на правах помесячной подписки. Никакой платы за отдельные статьи не будет. Правда, часть публикаций останется в открытом доступе ― для «затравки». По данным организации Audit Bureau of Circulation, в октябре 2010 года количество посетителей сайта www.telegraph.co.uk составило 33,9 млн человек. Это уже серьезно.
В России есть только один успешный пример продажи журналистского контента в интернете ― проект «Сноб». В издании реализованы три формата участия: «Стартовый» формат дает полный доступ ко всем публикациям сайта, «Базовый» добавляет к этому уникальные возможности общения на сайте, а формат «Премиум» позволяет стать частью уникального сообщества, созданного проектом «Сноб». «Стартовый» формат становится доступным всем подписчикам журнала. Стоит он на год 3750 рублей. Но можно и сэкономить: доступ к статьям на сайте в год обойдется только в 1000 рублей. Пакет «Базовый» в год ― это уже 6400 рублей, а «Премиум» ― 18 тыс.
Впрочем, в случае введения платного контента главное ― не перегнуть палку.
Пользователи если и готовы платить, то совсем немного.
Университет Британской Колумбии в Канаде провел забавное исследование и выяснил, что 81% местных жителей считают, что никогда не будет платить за новости в интернете. 90% из них заявили, что будут искать информацию на бесплатных сайтах, если их любимые ресурсы введут плату за доступ. Если бесплатных альтернатив под рукой не окажется, лишь 30% респондентов готовы заплатить. При этом 28% из них будут платить только за самые свежие новости, 22% ― за самые важные и лишь 16% ― за мнения колумнистов и экспертов. При этом большинство готовы платить не более 10 долларов в месяц за информацию. Что, конечно, не сравнимо со стоимостью печатных изданий.
В то же время, под данным исследования Pew Research Center, хотя к моделям платного онлайн-контента перешли больше 30 газет, лишь 1% от общего числа интернет-читателей оплатили подписку на них. Любители халявы так просто не сдаются.
Эксперты говорят, что в ближайшее время платить за новости будут только потребители качественной, преимущественно финансовой информации, т. е. люди, для которых новости ― не развлечение, а практическая необходимость.