Аресты раввинов вызвали беспорядки в Израиле

Аресты раввинов вызвали беспорядки в Израиле

06.07.2011 18:20
2800
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

По их мнению, государственная прокуратура применяет репрессивные меры в отношении целого ряда известных и уважаемых раввинов.

За последние две недели в Израиле были арестованы два известных религиозных деятеля, раввины Дов Лиор и Яаков Йосеф. Оба были допрошены по делу о подстрекательстве к убийству.

Формальным поводом для возбуждения уголовного дела стала поддержка ими недавно опубликованной книги двух других раввинов, Ицхака Шапиро и Йосефа Элицура, «Торат ха-Мелех» («Законы Царя»).

Полиция конфисковала нераспроданный тираж, заявив, что книга является подстрекательской и нарушает законы государства Израиль.

 

Не читал, но осуждаю

Некогда активист запрещенного праворадикального движения «КАХ», ныне член партии «Национальное единство», Шломо Ленский держит в руках нашумевшую книгу.

Он говорит, что это не просто книга, а исследование, ознакомиться с которым обязан каждый религиозный еврей. Так получилось, что Шломо был одним из первых, кто встал на защиту не только книги, но и арестованных раввинов.

«О том, насколько неверно называть эту книгу призывом к убийству, можно судить уже по первой странице. Здесь черным по белому написано — не убей. Авторы книги в очередной раз напоминают всем о запрете на убийство, который распространяется как на еврея, так и на нееврея», — говорит Шломо.

Я просто высказал свое мнение по определенному вопросу — в частности, по поводу одной книги»

Дов Лиор,
раввин

Впрочем, у правоохранительных органов иное мнение. Полиция и прокуратура обратили внимание на то, что авторы исследуют сложные религиозные вопросы — в частности, вопросы жизни и смерти, а также правила поведения религиозного еврея в конфликтных ситуациях, когда еврейские законы пересекаются с нееврейскими.

Некоторые фразы, такие как «законность убийства «гоя» (нееврея) и стали причиной уголовного преследования.

«Большинство людей книгу не читали, а даже если и прочитают, то вряд ли поймут, потому как она написана на языке, понятном в основном выпускникам «ешив» [иудейское учебное заведение]», – уверен Шломо Ленский.

«Получается, как в бывшем СССР во время рассмотрения дела Бориса Пастернака: книгу не читал, но осуждаю», — полагает он.

 

Перед законом все равны, будь то раввин или президент

Первым арестованным за подстрекательство оказался судья раввинатского суда Кирьят-Арбы Дов Лиор. По мнению следователей, арест оказался вынужденной мерой, после того как в течение нескольких месяцев раввин отказывался явиться на допрос.

«Я знаю, что не нарушал никаких законов. Я просто высказал свое мнение по определенному вопросу, в частности, по поводу одной книги. Уже потом прохожие на улице сказали, что меня подозревают в расизме и подстрекательстве к убийству и ищет полиция», — заявил раввин Дов Лиор после допроса.

Определить, где проходит граница между свободой слова и подстрекательством к убийству, в Израиле порой — задача национального масштаба. Особенно, когда речь заходит о высказываниях, цитирующих святые писания и имеющих ярко выраженную религиозную окраску.

Конечно, Израиль является правовым государством, в котором обеспечено верховенство закона. Но для большинства религиозных евреев законы Торы и мнение учителей-раввинов часто выше светского уголовного кодекса.

Толкователи святых писаний уверяют, что написанное в книге «Торат ха-Мелех» относится к царю, которого в Израиле нет. Как нет и Синедриона — верховного собрания мудрецов, которое несколько тысяч лет назад имело право выносить смертный приговор. А это значит, что авторы книги просто теоретизируют и написанное следует рассматривать в сослагательном наклонении.

Когда стало известно об аресте Дова Лиора, на улицы Иерусалима вышли сотни его учеников. Они перекрыли дороги, устроили массовые беспорядки и попытались проникнуть в здание Верховного суда. По их мнению, сам факт ареста раввина за его позицию есть не что иное, как унижение всей религиозной общины.

В ответ на это государственный прокурор Израиля Моше Ладор заявил, что в государстве Израиль нет граждан, стоящих выше закона.

«Никому не позволено быть выше закона — ни простому гражданину, ни депутату, ни министру, ни премьер-министру и даже президенту. Не позволено быть над законом и раввинам. Если судебная система решила, что раввин Дов Лиор должен быть допрошен, он должен явиться на допрос в полицию», – заявил прокурор.

 

Прокуратура против радикалов

Это заявление Моше Ладор сделал в специальном обращении, показанном по местному телевидению, чтобы поддержать своего заместителя Шая Ницана, который курирует это громкое дело, и который, в частности, выдал разрешение на арест раввина Лиора.

В последнее время Ницан находится под прицелом праворелигиозных радикалов. Они устраивают пикеты возле его дома в Иерусалиме, распространяют порочащие его листовки, а иногда даже угрожают ему смертью.

Так, в январе нынешнего года в интернете был опубликован видеоролик, называющий Ницана врагом еврейского народа. Автора ролика, призывавшего немедленно расправиться с «неугодным государственным чиновником», нашли и арестовали.

Поддержал своего коллегу по прокуратуре и юридический советник правительства Иуда Вайнштейн. Он исключил наличие политической подоплеки в этом громком деле и поддержал арест раввина Дова Лиора.

 

Законы и Тора

Через несколько дней после ареста Дова Лиора полиция решила арестовать другого, не менее известного раввина Якова Йосефа. Также как и Лиор, Йосеф, несмотря на многочисленные предупреждения, включая звонки высокопоставленных офицеров полиции, отказывался явиться на допрос.

Арест раввина Якова Йосефа вызвал массовые волнения

Значительно осложнял арест тот факт, что Яков Йосеф является сыном раввина Овадьи Йосефа — духовного лидера партии ШАС, одного из главных коалиционных партнеров партии власти Ликуд, возглавляемой премьером Нетаньяху.

В минувшее воскресенье, около семи часов утра, Яков Йосеф возвращался с утренней молитвы. Его машину остановили полицейские, попросили водителя уступить место одному из них и повезли раввина в ближайший участок.

Полиция города была приведена в состоянии повышенной готовности. В районах компактного проживания религиозных евреев появились наряды конной полиции и полицейские водометы.

Проведя короткий допрос, следователи отпустили Йосефа. Новость о вызове раввина в полицию привела к массовым волнениям в городе, однако, узнав, что Йосеф уже на свободе, демонстранты прекратили беспорядки.

«Сегодня в Израиле стало модно употреблять словосочетание «правовое государство»! — восклицает депутат кнессета от партии «Национальное Единство» Михаэль Бен-Ари. — Вот только где было правовое государство, когда левые интеллектуалы призывали к убийству еврейских поселенцев, называли ультраортодоксов паразитами общества, а солдат ЦАХАЛа [израильской армии] — нацистскими преступниками?» — спрашивает депутат.

Сказать, чем закончится громкое дело, связанное с арестами раввинов, сегодня в Израиле никто не решается.

Однако если правоохранительные органы опираются на законы государства, которые достаточно четко определяют, что такое свобода слова, то праворелигиозные активисты апеллируют к Торе, в очередной раз напоминая, что Израиль не только демократическое, но и еврейское государство.