В то время как с начала года продукты питания в странах ЕС подорожали в среднем на 0,6%, в России этот показатель, согласно данным Росстата, составил 5,8%.
Цены на продовольственные товары в России не перестают расти с начала года, и апрель не стал исключением.
Только за последний месяц цены выросли на 0,5%, в то время как во многих странах ЕС наблюдалась абсолютно противоположная тенденция: на Кипре, Мальте, в Латвии, Эстонии, Ирландии, Словакии падение цен доходило до 3,2%, а в целом же в странах ЕС продукты подешевели на 0,1%.
Продукты в России стали значительно дороже, и на это повлияли сразу несколько факторов, считает аналитик компании БКС Татьяна Бобровская.
«Во-первых, это девальвация рубля, которая привела к существенному удорожанию сырья для многих российских производителей, которые были вынуждены повысить цены, — объясняет эксперт. — А во-вторых, на увеличение стоимости повлиял и рост разнообразных тарифов (на железнодорожные перевозки, электроэнергию, коммунальные расходы и так далее), который в некоторых отраслях достигал 25%».
Неофициальная статистика
Вообще, цифра в 5,8%, которую приводит Росстат, очень условная, рассказали опрошенные Русской службой Би-би-си эксперты.
Например, по данным БКС, цены на мясо увеличились более чем на 10%; примерно на столько же стали дороже и фрукты, соки и некоторые другие виды товаров.
По данным же Российского института потребительских испытаний, за первые месяцы 2009 года цены в среднем выросли на 20-25%.
Нельзя не заметить
Рост цен на продовольствие не остался незамеченным со стороны населения.
Согласно исследованию Левада-центра, подорожание ощутили почти 80% опрошенных. 68% заявили, что стали приобретать более дешевую продукцию, чем раньше.
«Подобную статистику подтверждают и сами торговые центры», — соглашается с результатами исследования Татьяна Бобровская.
Продуктовые подделки
Экономический кризис, однако, сказался не только на росте цен и снижении потребления, говорят эксперты.
Из-за того, что производителям пищи приходится бороться с кризисом и сокращать издержки, участились случаи, когда на прилавках магазинов можно встретить так называемый фальсификат.
«Фальсификат — это продукты, на которых пишутся одни ингредиенты, а на самом деле после экспертизы выясняется, что внутри содержатся совершенно другие», — рассказала директор Российского института потребительских испытаний Ирина Виноградова.
По ее словам, фальсификат не опасен для здоровья, просто вместо желаемого продукта, покупатель приобретает товар с различными дешевыми заменителями, красителями, загустителями, ароматизаторами и другими добавками, которые маскируют фальсификат под настоящий продукт.
Но даже если покупателю и удалось распознать «замаскированный продукт», в законном порядке отстоять свою правоту практически невозможно.
«Сложность в том, что эти продукты имеют сертификаты соответствия, которые лабораторно подтверждают, что сертификат выдан. Поэтому в торговых точках, получая продукт, смотрят не на продукт, а на сертификат, который подтверждает, что это сметана, докторская колбаса и так далее», — объясняет Виноградова.
В итоге виновных покупатель просто не найдет.
«Меньше йогуртов, больше ряженки»
Несмотря на падение спроса на продукты, снижения цен покупателю ждать не стоит, уверены эксперты.
Во-первых, высокая инфляция не позволит ценам снижаться, а во-вторых, издержки производителей продолжат расти в течение года.
Единственное, что может измениться, так это выбор продуктов.
Если на протяжении последних лет магазины предпочитали заполнять свои прилавки более дорогими товарами, то теперь этот процесс приостановится, и в магазинах появится больший выбор продукции из дешевого сегмента.
«Меньше йогуртов, больше ряженки», — шутят специалисты.