Продукты в России дорожают быстрее, чем в Европе

Продукты в России дорожают быстрее, чем в Европе

27.05.2009 14:27
2856
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

В то время как с начала года продукты питания в странах ЕС подорожали в среднем на 0,6%, в России этот показатель, согласно данным Росстата, составил 5,8%.

Цены на продовольственные товары в России не перестают расти с начала года, и апрель не стал исключением.

Только за последний месяц цены выросли на 0,5%, в то время как во многих странах ЕС наблюдалась абсолютно противоположная тенденция: на Кипре, Мальте, в Латвии, Эстонии, Ирландии, Словакии падение цен доходило до 3,2%, а в целом же в странах ЕС продукты подешевели на 0,1%.

Продукты в России стали значительно дороже, и на это повлияли сразу несколько факторов, считает аналитик компании БКС Татьяна Бобровская.

«Во-первых, это девальвация рубля, которая привела к существенному удорожанию сырья для многих российских производителей, которые были вынуждены повысить цены, — объясняет эксперт. — А во-вторых, на увеличение стоимости повлиял и рост разнообразных тарифов (на железнодорожные перевозки, электроэнергию, коммунальные расходы и так далее), который в некоторых отраслях достигал 25%».

Неофициальная статистика

Вообще, цифра в 5,8%, которую приводит Росстат, очень условная, рассказали опрошенные Русской службой Би-би-си эксперты.

Например, по данным БКС, цены на мясо увеличились более чем на 10%; примерно на столько же стали дороже и фрукты, соки и некоторые другие виды товаров.

По данным же Российского института потребительских испытаний, за первые месяцы 2009 года цены в среднем выросли на 20-25%.

Нельзя не заметить

Рост цен на продовольствие не остался незамеченным со стороны населения.

Согласно исследованию Левада-центра, подорожание ощутили почти 80% опрошенных. 68% заявили, что стали приобретать более дешевую продукцию, чем раньше.

«Подобную статистику подтверждают и сами торговые центры», — соглашается с результатами исследования Татьяна Бобровская.

Продуктовые подделки

Экономический кризис, однако, сказался не только на росте цен и снижении потребления, говорят эксперты.

Из-за того, что производителям пищи приходится бороться с кризисом и сокращать издержки, участились случаи, когда на прилавках магазинов можно встретить так называемый фальсификат.

«Фальсификат — это продукты, на которых пишутся одни ингредиенты, а на самом деле после экспертизы выясняется, что внутри содержатся совершенно другие», — рассказала директор Российского института потребительских испытаний Ирина Виноградова.

По ее словам, фальсификат не опасен для здоровья, просто вместо желаемого продукта, покупатель приобретает товар с различными дешевыми заменителями, красителями, загустителями, ароматизаторами и другими добавками, которые маскируют фальсификат под настоящий продукт.

Но даже если покупателю и удалось распознать «замаскированный продукт», в законном порядке отстоять свою правоту практически невозможно.

«Сложность в том, что эти продукты имеют сертификаты соответствия, которые лабораторно подтверждают, что сертификат выдан. Поэтому в торговых точках, получая продукт, смотрят не на продукт, а на сертификат, который подтверждает, что это сметана, докторская колбаса и так далее», — объясняет Виноградова.

В итоге виновных покупатель просто не найдет.

«Меньше йогуртов, больше ряженки»

Несмотря на падение спроса на продукты, снижения цен покупателю ждать не стоит, уверены эксперты.

Во-первых, высокая инфляция не позволит ценам снижаться, а во-вторых, издержки производителей продолжат расти в течение года.

Единственное, что может измениться, так это выбор продуктов.

Если на протяжении последних лет магазины предпочитали заполнять свои прилавки более дорогими товарами, то теперь этот процесс приостановится, и в магазинах появится больший выбор продукции из дешевого сегмента.

«Меньше йогуртов, больше ряженки», — шутят специалисты.