За рубежом. Другой взгляд на мир

Чужие песни: чем заканчиваются обвинения в плагиате

1 декабря в разбирательстве между российским певцом Филиппом Киркоровым и лидером французской группы Space Дидье Маруани из-за песни «Жестокая любовь» произошел очередной любопытный поворот. Маруани написал заявление в полицию на Киркорова с просьбой возбудить дело о заведомо ложном доносе, а также заявил, что уже на следующий день собирается покинуть Россию и «больше никогда сюда не приедет» — даже, как уточнила его адвокат, «на концерт в Кремль».

Напомним, что эта история началась 1 ноября, когда французский музыкант Дидье Маруани обратился в суд с иском, в котором утверждалось, что песня Киркорова «Жестокая любовь» является «переработкой» композиции Маруани Symphonic Space Dream. 7 ноября Мосгорсуд вернул группе Space иск, и тогда французский певец прилетел добиваться правды в Россию. Уже в Москве, по словам француза, Киркоров в личной беседе признал факт плагиата и согласился выплатить компенсацию в один миллион евро. 29 ноября Маруани и его юрист Игорь Трунов приехали на встречу с Киркоровым в одно из московских отделений «Сбербанка», чтобы получить деньги и подписать мирное соглашение. Однако в тот момент, когда Маруани взял деньги, он был задержан сотрудниками полиции, которые наблюдали за операцией.
Как выяснилось, Киркоров предварительно обратился в правоохранительные органы с заявлением о клевете, вымогательстве и нанесении ущерба репутации со стороны Маруани. Российский певец также заявил, что никогда не признавал свою вину в заимствовании и с французским музыкантом от его имени разговаривали известные пранкеры Вован и Лексус.

Маруани продержали в полиции около пяти часов, а затем отпустили с извинениями. Музыкант заявил, что намерен продолжить борьбу за свои права, но уже из Франции. В ответ Киркоров пригрозил подать на него сразу несколько исков.

«За рубежом», впечатленный этой удивительной историей,  вспомнил другие конфликты на почве творчества, в которые оказывались втянуты звезды мирового шоу-бизнеса.

Джордж Харрисон против The Chiffons


В 1970 году Харрисон впервые исполняет свою песню «My Sweet Lord», которая немедленно становится хитом. Однако спустя несколько месяцев после выхода композиции в эфир, звукозаписывающая компания Bright Tunes, представляющая интересы американского женского квартета The Chiffons, обвиняет музыканта в плагиате. Основание — сходство мелодии «My Sweet Lord» с хитом The Chiffons «He’s So Fine».


Судебный процесс состоялся в США и получил известность как «Bright Tunes Music vs. Harrisongs Music». Несмотря на то что Харрисон отрицал преднамеренный плагиат, заявив, что на написание «My Sweet Lord» его вдохновила композиция Эдвина Хоукинса «Oh, Happy Day» («О, счастливый день!»), в 1976 году он все же проиграл процесс и выплатил Bright Tunes компенсацию в размере $1,6 млн.

Queen и Дэвид Боуи против Vanilla Ice


В 1990 году американский рэпер Роберт Мэттью Ван Винкл – сценический псевдоним Vanilla Ice – написал песню “Ice Ice Baby”, которая стала одной из самых популярных и прибыльных в истории музыки.

Позже выяснилось, что для своего произведения он позаимствовал часть композиции “Under Pressure”, записанной группой Queen совместно с Дэвидом Боуи. Дело удалось решить без суда: Vanilla Ice признал свою вину и выплатил компенсацию, сумма которой не разглашалась.

Nirvana против Killing Joke против The Damned


В 1992 году Nirvana выпускает сингл «Come As You Are», которому суждено было стать одной из ее важнейших песен. Однако вскоре после выхода композиции в эфир британцы из  Killing Joke подают на американских коллег иск, обвиняя их в плагиате композиции 1985 г. «Eighties».

Впрочем, судебное разбирательство по этому делу так и не состоялось – уже спустя два дня Killing Joke забрали свой иск, заявив, что им «удалось решить конфликт миром». По одной из версий, британские постпанки решили все же отказаться от тяжбы потому, что сама «Eighties» подозрительно похожа на песню группы The Damned «Life Goes On», выпущенную в 1982 г.

Марвин Гэй против Робина Тика и Фаррелла Уильямса



В 2013 г. дети покойного певца и продюсера Марвина Гэя подали в суд на Робина Тика и Фаррелла Уильямса. По мнению истцов, в песне «Blurred Lines», ставшей одним из самых популярных треков того года, Тик и Уильямс скопировали мотив хита Гэя «Got to Give It Up», вышедшего в 1977 г.

 

В итоге суд Лос-Анджелеса признал ответчиков виновными в плагиате и обязал их выплатить компенсацию в размере $7,4 млн. Уильямс и Тик, впрочем, своей вины так и не признали.

Spirit против Led Zeppelin

В июне этого года представитель американской группы Spirit Рэнди Вулф подал иск против Led Zeppelin, утверждая, что самая известная песня британцев «Stairway to Heaven» является плагиатом спиритовской композиции «Taurus» .

 

Судебное разбирательство, продолжавшееся всего неделю, позволило установить, что у вокалиста Роберта Планта и гитариста Джимми Пейджа действительно был доступ к той самой песне Spirit, выпущенной в 1967 году, однако риффы, использованные в «Stairway to Heaven», не совпадают с риффами «Taurus», а значит, в данном случае о нарушении авторских прав речь идти не может.