Но почему-то опять ограничились паллиативными мерами, договорившись только по одному из трех актуальных вопросов.
Пожар в европейском лесу
Весь прошедший год европейскую валюту лихорадило с новой силой. Причина – долговые финансовые кризисы, вспыхивающие один за другим на периферии еврозоны.
Греция, много и с удовольствием одалживавшаяся на общем рынке, фальсифицировавшая бюджетную отчетность и устроившая у себя настоящий социализм с высокими пенсиями, зарплатами в госсекторе, повсеместными льготами и налоговым раем, неожиданно обнаружила, что ее государственный долг вырос до 115% ВВП. В начале 2010 года страна оказалась на грани банкротства, потянув за собой весь рынок евро. Не успели Евросоюз и МВФ спасти Грецию от дефолта, выплатив ей 110 млрд евро кредита, как тяжелейший банковский кризис накрыло Ирландию, до этого демонстрировавшую чуть ли не самые высокие темпы экономического роста. Поскольку из-за ирландских проблем евро и европейский рынок облигаций опять зашатались, Евросоюз буквально вынудил Дублин обратиться за помощью — и Ирландия получила 67,5 млрд евро из созданного в мае фонда экстренной помощи. После этого эксперты заговорили о том, что ситуация в бюджетных секторах Испании и Португалии может оказаться намного серьезнее, чем у Ирландии и Греции, и что именно поэтому Европейский Центробанк втихую скупает их гособлигации. На очереди – Италия (государственный долг которой в абсолютных цифрах превышает обязательства Греции, Португалии и Испании вместе взятых), Бельгия, Великобритания.
«Мы должны остановить лесные пожары, которые грозят разгореться в общеевропейский лесной пожар», — говорит Олли Рен, финансовый комиссар Европейского Союза. Если продолжить ассоциативный ряд г-на Рена, то картина на сегодняшний день такая: Греция и Ирландия уже в дыму, пламя лижет Португалию и Испанию, а Италия и Бельгия всерьез опасаются, что огонь вскоре перебросится к ним. Взаимосвязь европейских банков, поддерживающих единую валюту, выступает в качестве горючего для перебрасывания пламени от одного здания на другое. И, несмотря на крики о помощи, раздающиеся со всех сторон, Германия — главный богатей города — не хочет тратить свою казну на спасение соседских хозяйств.
Пока же основная тяжесть в борьбе с локальными «пожарами» падает на президента Европейского Центробанка Жан-Клода Трише: он регулярно поливает их «душем», скупая государственные облигации «проблемных» стран для поддержания ликвидности их финансовых систем. За что получает волну критики со всех сторон, включая собственных соратников, — за нагнетание инфляции и превращение ЕЦБ в «плохой банк», накапливающий на своих счетах «гнилые» активы.
Между тем лидеры Европейского Союза один за другим твердят как мантру: распад еврозоны немыслим — и тем самым заставляют многих сомневаться в том, что евро вообще способно выжить. К концу 2010 года кризис евровалюты настолько серьезен и очевиден, что уже не только евроскептики, но и многие финансисты и аналитики заговорили о неминуемом крахе зоны евро.
(Не)фантастический сценарий
Мысль о том, что одна или несколько стран решат вернуться к национальной валюте, вдруг перестала казаться бредом, даже несмотря на то, что эта крайне дорогостоящая операция грозит огромными финансовыми потрясениями как для «беглецов», так и для тех, кто останется верным еврозоне. Аналитики считают, что распад может произойти по одному из двух сценариев.
Согласно сценарию № 1, «тяжеловесу» Германии наконец надоест отдуваться за беспомощность безответственных партнеров по еврозоне (а многих немецких налогоплательщиков уже сильно раздражает необходимость оплачивать госдолги стран- «аутсайдеров») и она примет решение восстановить немецкую марку. Нидерланды и Австрия, имеющие с Германией тесные экономические связи и практически во всем ее поддерживающие, предпочтут присоединиться к новому «дойчмарковому» блоку, покинув еврозону.
Сценарий №2: от евро откажутся именно «слабые» члены еврозоны — Греция, Ирландия, Португалия и, возможно, Испания. Ведь одна из основных проблем состоит в том, что некоторые страны стали неконкурентоспособными внутри зоны евро из-за того, что их расходы на бизнес росли быстрее, чем в странах с более эффективной экономикой. И здесь эксперты расходятся в своих прогнозах. Одни считают, что возвращение к песетам, драхмам и эскудо позволит «беглецам» снизить курс национальных валют и сделает их товары более доступными для остальной части Европы, что поможет быстрее восстановить государственный и частный финансовые сектора. Другие наоборот полагают, что кризис ударит по этим странам еще сильнее, так как резкий рост расходов на обслуживание внешних долгов (которые ведь будут в евро) может привести к тотальному банкротству всех, начиная с физических лиц, бизнеса и заканчивая правительством. Возможное ограничение банковских переводов перекроет доступ к рынку капитала и погрузит покинувшую евро-клуб страну в полномасштабную депрессию.
«Попытка выйти из еврозоны эквивалентна поджогу собственного дома в поисках выхода», — продолжает «пожарную» аналогию еврокомиссарам Рена профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли Барри Айхенгрин, полагающий, что ущерб для финансовой системы Европы от развала еврозоны будет почище, чем от краха Lehman Brothers. Учитывая все эти последствия, сценарии отказа от евро можно рассматривать как социально-научную фантастику, — полагает профессор. И тут же добавляет: «Хотя были времена, когда космические путешествия тоже казались научной фантастикой. Вспомните Жюля Верна…»
Подарок к Новому году
На состоявшемся 16-17 декабря экстренном саммите в Брюсселе лидеры стран ЕС изо всех сил демонстрировали свою готовность спасти евро и удержать еврозону от распада. Неожиданно быстро (всего за полтора часа) они договорились о механизме спасения стран-должников: к 2013 году вместо существующего сейчас фонда аварийной помощи начнет действовать постоянный, так называемый Европейский механизм финансовой стабильности (EFSF) — эксперты тут же окрестили его «подушкой безопасности».
В принятом год назад Лиссабонском договоре — аналоге конституции ЕС, есть статья, мешающая странам-членам Евросоюза оказывать друг другу антикризисную помощь. Весь последний год Германия пыталась внести изменения в эту статью, но безуспешно. Наиболее жестко против поправок выступали Великобритания и Словакия, не желающие брать на себя финансовые обязательства по спасению других стран (особенно когда у самих не все в порядке), — Словакия даже пригрозила выходом из еврозоны и возвращением к кроне. Теперь же компромисс достигнут: в статью 136 Лиссабонского договора добавят пару предложений, позволяющие странам еврозоны помогать друг другу. Оговорки про «еврозону» добилась Великобритания, в эту самую зону не входящая: так что теперь она не будет обязана участвовать в финансировании новой схемы.
Вторая оговорка, добавленная уже по настоянию Германии: механизм защиты начнет работать только тогда, когда опасность будет угрожать всей зоне евро, а не отдельно взятой стране. И это также, по мнению многих, является тормозом на пути выхода еврозоны из кризиса. Фонд можно было бы использовать не только в качестве крайней меры, но и для выдачи краткосрочных кредитов или даже скупки кредитов «периферийных» стран. Однако это предложение, а также вопрос об увеличении размера фонда, были отложены саммитом «на потом».
Сейчас условия предоставления финансовой помощи довольно жесткие: именно поэтому от нее до последнего отбивалась Ирландия, а Португалия и Испания поторопились уверить всех, что в состоянии справиться с долгами самостоятельно. Страна-банкрот, получив ее, практически полностью подчиняется финансовому и экономическому управлению со стороны чиновников ЕС — до тех пор, пока не выйдет из кризиса. И именно эти положения вызывали и вызывают активное неприятие со стороны правительств стран- «аутсайдеров», теряющих, по их мнению, свой национальный суверенитет и попадающих под откровенный диктат Германии и Франции. Им придется серьезно сокращать бюджетные расходы, менять социальную политику и повышать налоги, то есть проводить крайне непопулярные меры. И волнения, последовавшие в Греции и Ирландии вслед за принятием финансовой помощи и начале бюджетных реформ, показывают, как избиратели реагируют на подобные шаги.
Однако никакие более радикальные меры по решению долгового кризиса, весь год палившего огнем периферию еврозоны, приняты не были. Некоторое время назад премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер с коллегами по Еврогруппе попытались облегчить давление на «слабых» членов ЕС, предложив выпускать общие «еврооблигации» — «e-bonds». Отсутствие финансовой координации – валюта общая, а облигации разные — экономисты давно называют «ахиллесовой пятой» еврозоны. Но здесь уже главный «спонсор» еврозоны — Германия — решительно выступила против: ей надоело расплачиваться за расточительность соседей. Немцы отказались даже обсуждать идею евробондов, попытавшись выбросить ее в мусорную корзину в самом начале встречи.
Управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Кан высказался откровенно: очевидно же, что полумеры не помогают, пора начинать комплексное решение проблемы, поскольку угроза распространения кризиса в Европе никуда не исчезла. А бывший британский премьер Гордон Браун в интервью BBC предрек еврозоне крупный кризис в начале 2011 года и раскритиковал европейские правительства за их «сегодняшнюю экономическую ортодоксальность», из-за которой они подвергают собственные страны большому риску. Если лидеры Европы не прислушаются к этим предостережениям, не исключено, что в новом году финансовая карта планеты поменяется.