64-й по счету фестиваль открылся не претендующим на художественные новации триллером «Супер 8» Джея Джея Абрамса. Все в «лучших» традициях фестивального движения последних лет: даже самым изысканным надо выживать и держать нос по ветру, чтобы сохранять привлекательность для публики и для тех, кто определяет погоду в мировой киноиндустрии.
Под открытым небом
Главная фишка Локарно, на которую в первую очередь реагируют продюсеры, заключается в том, что основные показы этого фестиваля (кстати, имеющего репутацию одного из определяющих после главной тройки – Канн-Венеция-Берлин) проходят на главной площади города Пьяцца-Гранде под открытым небом. Вмещает она около восьми тысяч зрителей. Согласно их вкусам и пристрастиям и присуждается главный приз Локарно.
Все эмблемы и символы фестиваля так или иначе связаны с леопардом. Победителям вручают статуэтку «Золотого Леопарда». Прилегающие к площади Пьяцца-Гранде кафе украшены ковриками, имитирующими леопардовые шкуры. Кресла в открытом кинотеатре – желтого и черного цвета. В них часто восседают дамы в леопардовых платьях, лосинах, плащах и браслетах. Витрины магазинов и рестораны тоже декорированы соответствующим образом. Даже на хлебе, напоминающем по форме кулич, имеются съедобные леопарды из марципана. В фестивальной палатке на ура шли желтые дождевики и пятнистые зонтики, разнообразные аксессуары и канцелярские принадлежности на заданную тему. Только пятнистые сланцы плохо расходились – надо было бы заготовить резиновых сапог леопардовой расцветки, в эти дождливые дни они наверняка пользовались бы популярностью.
Набор фильмов, предназначенных для показа на площади, также отличался пестротой. В массе своей это зрительское кино, каким его представляют себе организаторы кинопраздника. Впрочем, «Гавр» Аки Каурисмяки, премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале, в России вряд ли станет популярным у широкой аудитории. Это фирменное кино финского мастера с симпатичными и трогательными героями, пронизанное сочувствием к иммигрантам. Интересно, что в самой Швейцарии можно увидеть щиты с изображением ковра в виде швейцарского красного флага с белым крестом, который топчут десятки пар ног. Надпись гласит: «Нет массе иммигрантов!».
За вклад в искусство
Первая половина кинофестиваля в Локарно едва не сорвалась: дожди лили не переставая. Но каждый вечер в 21.30 начинался вечерний сеанс, а зрители мужественно занимали места за два часа до показа, спасаясь зонтиками и дождевиками. Показу фильмов (а их бывает по два, а то и по три, если присоединяется короткометражная лента) предшествовала еще и церемония награждения кинематографистов, так что мероприятие затягивалось до глубокой ночи. На этот раз чествовали Изабель Юппер, получившую награду за достижения в профессии. В связи с этим событием в Локарно прошла ретроспектива ее фильмов, включавшая в себя «Пианистку», «Виллу Амалия», «Белый материал» и другие картины последних лет. Отдельная церемония была проведена в честь американского режиссера Абеля Феррары, которого также наградили за вклад в искусство и показали его лучшие фильмы и фрагменты новой, пока еще не законченной картины «4:44 Последний день на земле» с Уиллемом Дефо в главной роли.
На фестивальной заставке, предшествующей каждому фестивальному показу, шла нарезка фильмов выдающихся режиссеров мира. Российское кино было представлено именами Андрея Тарковского и Александра Сокурова, который несколько лет назад получал здесь свою награду за вклад в киноискусство. Отреставрированную копию фильма Тарковского «Андрей Рублев» показывали на нынешнем фестивале, причем дважды – в первый раз не все желающие смогли попасть в зал.
Приглашенные звезды
Картину «Ковбои против пришельцев» Джона Фавро помимо режиссера приезжали продвигать актеры Харрисон Форд, Дэниел Крэйг и Оливия Уайльд. На пресс-конференцию с их участием допускали даже не всех аккредитованных журналистов, а только обладателей привилегированной красной аккредитации. Такие охранные меры были приняты только в отношении голливудских звезд. Почти все другие пресс-конференции не отличались массовым притоком журналистов и проходили весьма вяло, так что модераторы мероприятия изощрялись как могли, сами бесконечно задавая вопросы, чтобы поддержать разговор с авторами фильмов. Повышенный интерес вызвал разве что приезд Изабель Юппер и Жерара Депардье. Разговор с ними происходил в открытых залах на фестивальной территории, куда есть доступ любому случайному прохожему. Знаменитый французский актер, к которому жизнь в последние годы была беспощадна, еще больше располнел и выглядел усталым. Но он не мог не приехать – его пригласила продюсер Сильви Пиала, вдова актера и режиссера Мориса Пиалы, друга Депардье. Морис Пиала ушел в мир иной в 2003 году, и теперь в Локарно прошли мероприятия в его честь. Показали и несколько совместных с Депардье фильмов: «Лулу», «Полиция», «Под солнцем Сатаны», «Сорванец».
Кинокалейдоскоп
Жюри международного конкурса возглавлял португальский продюсер Пауло Бранко, работавший с такими режиссерами, как Маноэль ди Оливейро, Филипп Гаррель, Вим Вендерс. Фильмы, предложенные его вниманию, оказались ничем особенно не примечательными. Тем не менее жюри сочло уровень конкурса весьма и весьма достойным, и даже придумало дополнительную награду в виде «Золотого Леопарда» японской ленте «Токио Парк», отметив не столько сам этот странноватый фильм, сколько его режиссера Синдзи Аояму за его достижения в целом.
Победителем же международного конкурса стала аргентино-швейцарская картина «Открыть двери и окна» Милагрос Мументалер. Ее отметили не только главным «Леопардом», но и призом за лучшую женскую роль, которую сыграла хорошая молодая актриса Мария Канале. В фильме рассказывается история трех сестер, живущих вместе и без родителей. Все у них, казалось бы, складывается хорошо. Они дружно едят спагетти, не ссорятся, любят и понимают друг друга. Но однажды одна из сестер исчезает, оставив мало что объясняющую записку. Отношения между двумя другими сестрами тоже потихоньку начинают разрушаться. Семейное гнездо разорено, но, как выясняется, кое-что в этой жизни поправимо.
Новым словом в кино эту скромную ленту не назовешь, как и многие другие, представленные в разных программах нынешнего Локарно. Большинство из них, увы, спустя непродолжительное время канет в Лету.
9 августа на Пьяцца-Гранде прошла мировая премьера фильма «4 дня в мае» немецкого режиссера Ахима фон Борриса, в производстве которого принимали участие Германия, Россия и Украина. У проекта непростая судьба: создавался он почти пять лет. Поначалу над ним работал один из российских сценаристов-классиков, которому удавались сцены, связанные с советскими солдатами, а немецкая часть не шла. Подключались другие сценаристы. И до тех пор, пока не появилась линия, связанная с немецким мальчиком, история не выстраивалась.
Картина, снятая на немецком и русском языках, рассказывает о последних днях Второй мировой войны. Капитан Красной Армии Калмыков и восемь человек из его отряда размещаются в пансионе для девочек-подростков на немецком острове Рюген. Все, чего хотят герои после нескольких лет войны – прожить эти дни мирно. Калмыков, роль которого играет Алексей Гуськов (он же стал сопродюсером и фактически инициатором проекта), пытается убедить женщин и девочек, находящихся в приюте, что им не причинят зла…
Документальная картина «Тахрир» итальянского режиссера Стефано Савана, показанная вне конкурса, снята по горячим следам. И, кажется, дает вполне объективную картину того, что происходило в дни революции в столице Египта. Город бурлит ночью и днем: сирены, крики, постоянный гул. Люди, вооружившись камнями, идут в наступление. Почти у всех окровавлены головы, перевязанные кое-как подручным материалом. С крыш закидывают камнями тех, кто собрался на площади. Летят проклятья в адрес Мубарака. Люди спят прямо на улице, сооружают баррикады из того, что подвернется под руку. Тут же молятся. Несмотря ни на что, им хватает сил и энергии, чтобы петь и танцевать, выкрикивать речитативы о революции. В программе предстоящего Венецианского кинофестиваля будет показана картина с аналогичным названием, снятая уже египетским режиссером – любопытно сравнить, насколько совпадут взгляды итальянца и египтянина на одни и те же события.
Весьма экзотично на фестивале смотрелась картина «Ханаан», снятая в Южной Корее на русском языке Русланом Паком, корейцем, родившемся в Узбекистане. Он же сыграл одну из ролей – корейского парня, покинувшего Узбекистан и промышляющего наркотиками. Фильм, конечно, доморощенный, полулюбительский, но сам взгляд на проблему очень интересен: это какая-то неизвестная нам жизнь, связанная с взаимоотношениями корейцев и узбеков. Главный герой идет работать в милицию, перебирается в Москву, а потом, возвратившись в Узбекистан, пытается поймать наркоторговцев, повинных в смерти его друга. Но местный милицейский чин отпускает преступников за взятку, а главный герой вскоре и сам пристрастится к наркотикам. Все происходит слишком стремительно, необъяснимо, с бухты-барахты. Корейский герой найдет в себе силы, чтобы побороть наркозависимость, и переедет в Корею – начинать новую жизнь. Вот только узбекские корейцы и на исторической родине занимаются все тем же преступным бизнесом…
Фестиваль в Локарно производит скромное впечатление. Тут нет суеты и толп зевак, тысяч аккредитованных журналистов и сотен гостей. Нет парада первых режиссеров планеты, характерного для Каннского кинофестиваля. Кинематографисты в Локарно заняты вроде бы «малыми делами», и тем не менее побывать на этом фестивале – престижно и полезно, в том числе и с точки зрения продвижения новой картины.
Текст: Светлана Хохрякова
Фото: pardo.ch