За рубежом. Другой взгляд на мир

Экспансия в Европу

Ожидается, что оно упростит сотрудничество между странами — начиная с 1 июля отменяются 70% тарифных ограничений в торговле между ЕС и Южной Кореей, а в течение ближайших пяти лет этот показатель должен достигнуть 98,7%. Южнокорейские компании возлагают большие надежды на это соглашение, считая, что оно станет гарантом экономического роста как в самой Республике Корея, так и в странах Евросоюза.

Крупнейшими отраслями промышленности в Южной Корее на сегодняшний день считаются производство электроники, кораблестроение, автомобилестроение, строительство и производство текстиля. Автопром составляет 8,3 % всего экспорта и обеспечивает занятость 7,4 % всей рабочей силы страны. Судостроение же ко всему прочему еще и подталкивает вперед смежные отрасли — металлургию, химическую промышленность, электронику.

Восстановившись после финансового кризиса и заняв прежние позиции (сейчас Южная Корея — пятый в мире производитель автомобилей), лидеры корейского автопрома — Hyundai Kia Automotive Group, GM Daewoo Auto & Technology, SsangYong Motor Company и Renault Samsung Motors — уже строят амбициозные планы. Так, по утверждению одного из официальных представителей Kia Motors, уровень глобальных продаж компании в 2011 году в целом повысится на 12%. Судя по сожалению в его голосе, изначально был запланирован еще более резкий рост, однако состояние рецессии, в котором все еще пребывает большинство стран Европы, тормозит и южнокорейскую экономику. И тем не менее у автопроизводителей есть все основания надеяться на лучшее. Для этого разрабатываются многочисленные маркетинговые стратегии, усовершенствуются и полностью меняются технические характеристики моделей. Кроме того, дальновидные корейцы делают ставку на создание и развитие «зеленых» технологий, таких как «система Стоп-Старт», электрические двигатели и созданные на их базе электрические автомобили, серийное производство которых планируется наладить к 2013 году. И становится вполне очевидно, что внутренний рынок уже слишком мал для южнокорейских производителей. Все новые и новые страны рассматриваются как возможные покупатели и партнеры. В их числе не только Западная Европа и США, но и Россия.

Не менее радужная картина складывается и в судостроительной отрасли: Южная Корея продолжает удерживать первое место в мире по числу заказов и очень близка к званию монопольного производителя дорогостоящих судов. Эксперты из Корейского Торгово-Инвестиционного Агентства (The Korea Trade-Investment Agency) говорят о том, что корпоративная политика, краткосрочные и долгосрочные стратегии судостроительных компаний мало чем отличаются от политики и стратегии коллег из автобизнеса: обе отрасли стремятся не только к усовершенствованию уже существующей линейки моделей и их технической модернизации, но и к завоеванию новых рынков сбыта. Особое внимание направлено на Россию как на одного из крупнейших поставщиков энергоресурсов. Так, в начале лета компания STX Offshore & Shipbuilding выиграла тендер на строительство двух газовозов для транспортировки сжиженного попутного газа и стала партнером Объединенной судостроительной Корпорации в предстоящем строительстве верфи в Кронштадте, а компания Hyundai Mipo Dochyard передала «Совкомфлоту» танкер SCF Prime. Кроме того, в числе зарубежных партнеров судостроителей Южной Кореи — Канада (интерес к возможному сотрудничеству по освоению канадского арктического шельфа) и Норвегия (Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering подписали контракт на строительство двух буровых судов). Одним из приоритетов отрасли являются проекты, связанные с защитой окружающей среды – так, министерство экономики знаний Южной Кореи в ближайшие 10 лет планирует направить около $267 млн на строительство экологичных судов.

Скептики считают, что соглашение никак не сможет повлиять на растущую конкуренцию Европы и Южной Кореи, ведь в странах Евросоюза успешно развиваются собственные производства. Но южнокорейские производители не позволяют себе недооценивать потенциал своих сегодняшних партнеров и отдают себе отчет в том, что для победы на новых рынках придется хорошо поработать. К счастью для корейцев, хорошо работать они умеют.