За рубежом. Другой взгляд на мир

Кавалер и завистники

Среди «жриц любви» — представительницы высшего общества: жены преуспевающих предпринимателей, нотариусов, врачей. Арестованный якобы пытался шантажировать главу итальянского правительства.

На Берлускони вроде бы уже и пробы ставить негде. В послужном списке Кавалера (наш герой, между прочим, удостоен почетного звания «Кавалер труда») — свыше 20 судебных исков по обвинению в лжесвидетельстве, коррупции, даче взяток, финансовых махинациях, фальсификации балансовых отчетов, незаконном финансировании политических партий, связях с несовершеннолетними проститутками и т. д. Политические противники Берлускони считают его премьерство насмешкой над демократией, ведь конфликт интересов очевиден: медиамагнат откровенно лоббирует интересы своей империи, проталкивая в парламенте созданные под себя законы. Одна только брошенная по телефону фраза «Я уеду из этой дерьмовой страны» (речь, как нетрудно догадаться, шла об Италии), казалось бы, должна была поставить крест на политической карьере синьора Сильвио.

И тем не менее у Берлускони по-прежнему есть многочисленные сторонники, яростно защищающие светлый образ премьера. И дело не только в его харизме, но и в глубоком кризисе, который переживает итальянское общество, отражающееся, как в кривом зеркале, в фигуре главы правительства.

Появившись на политической сцене Италии в начале 90-х годов, Берлускони сразу получил кредит доверия избирателей. Успешный предприниматель, self-made man, оплативший свой университетский курс заработками от пения и игры на музыкальных инструментах на круизном лайнере, не обремененный политическим опытом прошлого, этот homo novus выгодно смотрелся на фоне запятнавшей себя коррупционными скандалами старой политической элиты Италии. В глазах рядового избирателя Берлускони предстал мессией, знавшим рецепт счастья и финансового благоденствия для каждого.

Недоброжелатели Сильвио говорят, что он меняет свою политическую платформу чаще, чем чистоплотный человек — нижнее белье. Секрет долгоиграющей политической карьеры Берлускони — в его способности чутко улавливать изменение настроений в обществе и обещать ему именно то, что требуется в данный момент. Обязуясь не допустить прорыва «левых» и возрождения коммунистического призрака, можно заручиться поддержкой консервативного избирателя. Предпринимателям, коммерсантам, ремесленникам нужны упрощенные схемы налогообложения и соблюдение принципов рыночной экономики? Будет сделано. Безработным — рабочие места? Дадим! Пенсионерам — прибавка к пенсии? Обеспечим! Домохозяйкам – признание женского равенства? Назначим на пост министра равных возможностей Берлускони бывшую showgirl Мару Карфанью, чьи календари в стиле ню пользуются огромным успехом у шоферов-дальнобойщиков.

Скандалы по поводу вечеринок в стиле бунга-бунга, слишком откровенно попирающих традиционные ценности католической Италии, безусловно, отвратили от Берлускони часть избирателей. Но большая часть сторонников премьера считает, что это просто грязная пиар-кампания, развязанная против лучезарного Сильвио завистниками, неудачниками, живущими на одну зарплату, старыми импотентами и моралистками в климаксе.

Обывателям, не отягощенным духовно-нравственным багажом, фигура Берлускони импонирует потому, что она отражает их представления об успехе: власть, деньги, вседозволенность. В рядах защитников Берлускони и состоятельная прослойка общества, предприниматели, видящие в его фигуре гарантию своего финансового благополучия — ведь не будет же он плевать в колодец, из которого сам черпает воду. Что с того, что он водит государство за нос, устраивая свои дела? А кто бы на его месте вел себя иначе? Ворует? Так ведь и все воруют — государство у граждан, граждане у государства. Волочится за красивыми женщинами, преподносит им дорогие подарки и помогает им сделать карьеру? Просто у Сильвио большое сердце. Отвалил сердцеедке Руби 60 тыс. евро, чтобы бедная девочка смогла открыть косметический салон и зарабатывать на хлеб насущный честным трудом — разве это преступление? Нет, нормальный мужской поступок.

Даже в частных беседах итальянцев, которые не причисляют себя к сторонникам Кавалера, нередко проскальзывают благоговейно-пресмыкающиеся нотки уважения к власти и деньгам, сконцентрированным в руках этого человека. Сознание того, что супермен, магнат, олигарх на вершине политической лестницы не лишен, как и они, человеческих слабостей, льстит простым людям. «Дай бог так каждому в его возрасте», — говорят они. Ничего, что в Италии последние 10 лет на фоне многосерийной политической клоунады рост ВВП не достигает и 1%. Ничего, что безработных все больше. Ничего, что внешний долг страны вот-вот достигнет 2 трлн евро. Зато премьер – настоящий мужик!