За рубежом. Другой взгляд на мир

О трепетной канадской душе

UNITED STATES - CIRCA 1950s: Businessmen meeting on street. (Photo by George Marks/Retrofile/Getty Images)

До недавнего времени мне казалось, что со многими канадцами я живу в каких-то параллельных, никак не пересекающихся мирах. Вот, например, недавно я отправился протестировать новую закусочную, расположенную в пяти минутах ходьбы от моего дома и уже успевшую заслужить похвалу нескольких местных ресторанных критиков. В кафе под названием Cheesewerks подают сэндвичи с сыром, жаренным на гриле. Расплатившись и получив свой обед на металлическом подносе, на которых в России часто выставляют стаканы с компотом в рабочих столовках, я несказанно удивился. За пятнадцать долларов мне предлагался небольшой бутербродик с карамелизированным луком и расплавленным сыром и микроскопическая порция томатного супа. Все это подавалось на посуде из Ikea — точно такой же, как и та, которую я купил при переезде в Торонто. Во-первых, Торонто — это не Москва, здесь платить 15 долларов за обед, состоящий из миниатюрной порции супа и бутербродик, в Торонто могут позволить себе либо слепые, либо очень богатые люди. Во-вторых, сэндвич с сыром и томатным супом по такой же цене можно получить в пафосном отеле Ritz Carlton — с той разницей, что там обед вам подадут официанты чуть ли не в белых перчатках и в несколько другом антураже. Когда я осмотрелся по сторонам, все встало на свои места. Несмотря на лестные отзывы посетителей и ресторанных критиков, а также обеденный час-пик, в кафе было достаточно пустынно. Как мне показалось, налицо было “протестное голосование” — когда потенциальные покупатели, однажды разочаровавшись, усваивают урок и начинают обходить заведение стороной.

Если бы не просмотренная накануне передача об особенностях канадского этикета, я бы усомнился в том, что правильно понимаю ситуацию. Но за день до этого я наблюдал, как местные тележурналисты в буквальном смысле испытывали терпение и выдержку своих сограждан. Озадаченные феноменом очень малого количества жалоб на отвратительный сервис или качество товаров и услуг со стороны некоторых крупных местных компаний, они наняли актеров, поставили их на место продавцов в нескольких центральных магазинах Торонто и попросили обслуживать посетителей как можно хуже. К примеру, в одном из бутиков потенциальной покупательнице несли понравившееся платье на примерку чуть ли не двадцать минут. Все это время озадаченная покупательница… терпеливо ждала. Когда платье наконец принесли, заждавшаяся покупательница чуть ли не извинилась перед продавцом за ожидание! Правда, проявив таким образом свою канадскую вежливость, она все же огорченно покинула магазин. В результате этих экспериментов выяснилось, что многие жители Канады настолько вежливы и терпеливы, что почти никогда не жалуются на плохой сервис, на цены или просто на откровенное хамство. Вместо того чтобы пожаловаться, они предпочитают вежливо промолчать, стараются сами найти решение своей проблемы, а при оказании плохой услуги просто предпочитают больше не возвращаться туда, где было испытано их безмерное терпение.

Именно после просмотра этой программы и посещения Cheesewerks я понял, почему одна моя подруга была готова чуть ли не залезть под стол, когда я при ней отослал обратно на кухню несъедобное блюдо и приструнил ленивого официанта.

Ну в самом деле, пятнадцать долларов — не такие уж большие деньги, чтобы тратить свою энергию на критику. К чему ворчанием портить нашу и без того непростую жизнь? Ведь это же так неконструктивно — тратить силы на выяснение отношений. Легче самому сказать волшебное «Sorry» — даже если ты ни в чем не виноват, и тогда у всех все будет хорошо.