За рубежом. Другой взгляд на мир

Северные столицы

Текст: Полина Маркова

Самый гостеприимный дом

Формально Финляндия не входит в число скандинавских стран, однако для многих туристов именно отсюда начинается большое путешествие по Скандинавии: от Хельсинки до Стокгольма ходит паром, путешествие на котором уже само по себе небольшое приключение.

И все-таки Финляндия – страна “лесов, озер и рек”, поэтому Хельсинки сложно назвать городом исторической застройки. Практически полностью сгоревший в начале XIX века, он теперь щеголяет современными шедеврами архитектуры на фоне бесчисленных парков (кажется, они занимают почти треть его территории), бухт и гаваней. Здесь нет ни древних замков, ни средневековых улиц, а здание XVIII века – уже историческая ценность. Центр города слегка напоминает Санкт-Петербург, что неудивительно – архитектор один и тот же. Немец Карл Людвиг Энгель, работавший сначала в Петербурге, неожиданно вместо возвращения в родной Берлин был отправлен русским царем Александром I отстраивать новую столицу только что присоединенной Финляндии. Петербургский стиль легко узнаваем, поэтому в середине прошлого века многие “питерские” сцены американских фильмов было сняты именно здесь, в Хельсинки.

Прогулявшись по центру города и посмотрев Сенатскую площадь и соборы, мы вышли на улицу Эспланди, в конце которой находится фонтан “Хавис Аманда” художника Вилле Валлгрена. Скульптура обнаженной жизнерадостной нимфы в кокетливой позе поначалу сильно смущала целомудренных горожан, без особого труда узнавших в ней красавицу-жену скульптора. Посмущались, поворчали, но быстро привыкли и даже полюбили: теперь Аманда – неформальный символ Хельсинки.

С Эспланди мы вышли на торговую площадь Кауппатори, где вовсю гуляет и гудит ярмарка. Воздух здесь насквозь пропитан ароматом соленых морских ветров. Свежие овощи-фрукты-ягоды и… рыба! Практически везде, в каждом финском блюде: рыбный суп на молоке или на сливках, рыбные пироги и пирожки, икра (отдельно или прямо в рыбе), просто рыба – копченая, соленая или даже сырая. Прямо тут, на площади, можно перекусить, выбрав что-нибудь копченое: нежнейшего лосося или форель, или “финское мясо” – оленину. А на десерт – свежий ягодный кисель со сливками. Здесь же продаются сувениры и пушистые лапландские шляпы, которые выглядят как вывернутые наизнанку мохнатые сапоги-угги.

От Рыночной площади на речном трамвайчике можно отправиться на остров-крепость Суоменлинна (Свеаборг) или на остров Коркеасаари – в зоопарк. Здесь, как нам показалось, собраны звери со всего мира, но дольше всего мы пробыли в “Долине кошек”, где живут самые грациозные и самые быстрые хищники мира: тигры, леопарды, рыси, пантеры и невероятно красивые ирбисы – снежные барсы.

Отсутствие большого числа исторических достопримечательностей в Хельсинки с лихвой компенсируется огромным количеством развлекательных парков и аттракционов – собственно, ради них мы и приехали. В самом центре города – парк “Линнанмяки” с океанариумом и Музеем игрушек. В 30 километрах от Хельсинки – аквапарк “Серена”. В получасе езды, в Вантаа – замечательный музей “Эврика”, где мы застряли на весь оставшийся день. Как и полагается настоящему музею для взрослых и детей, здесь можно не только все потрогать руками, но и поучаствовать в экспериментах и просто очень важных делах. С помощью двух тарелок, разнесенных по разным концам комнаты, нашим детям (скажем честно – и некоторым их родителям) удалось понять, что такое звуковые волны и как они работают. А где и когда еще сможешь почувствовать, что такое невесомость и каким шагом надо ходить по луне? А каково это – стать цирковым акробатом и проехаться на велосипеде по натянутому на трехметровой высоте канату? Не меньше впечатлений мы получили, сев за пульт управления полетами самолетов, а потом – став оператором службы Центра оперативного реагирования 112 (аналог американской 911). Перепробовать и посмотреть удалось в этот день не все, но мы твердо решили, что непременно сюда вернемся.

Третий день был посвящен муми-троллям. Оказалось, что здесь не одно, а целых два муми-тролльских места.

Первое – “Долина Муми-троллей”, музей, расположенный в здании городской библиотеки “Метсо” в центре города Тампере. Здесь выставлено самое полное собрание рисунков и эскизов автора «муми-троллей» Туве Янссон (писательница сама иллюстрировала не только свои книги, но также финские издания “Алисы в Стране чудес” и книг Толкиена), несколько десятков трехмерных макетов сказочных сцен из жизни Муми-троллей и целых два Муми-дома. Первый (он так и называется – “Первый дом Муми-троллей”) был построен в 58-м году одним врачом, поклонником книг Туве Янссон; второй – на 20 лет позже – самой писательницей и ее друзьями-художниками. Синего (вернее, правильного черничного) цвета, с красной кирпичной крышей, 2,5-метровой высоты, в пять этажей, с освещенными комнатами, каждая из которых целиком обставлена маленькой салонной мебелью – это самый настоящий и, как мы помним, самый гостеприимный дом на свете. Собственно, сам музей было решено открыть после того, как Туве Янссон подарила этот дом городу. Если не все получается рассмотреть через окна, можно воспользоваться компьютерной мультимедийной программой “Дом историй” – виртуально погулять по комнатам, забраться на чердак или спуститься в кладовую, где хранится варенье Муми-мамы, или даже пробраться через потайной коридор в место, где спрятан клад.

Развлекательный парк “Земля Муми-троллей” занимает целый остров и находится около Турку – старой столицы Финляндии. Это идеальное место для семейного отдыха! Создатели парка постарались как можно полнее сохранить атмосферу, которой наполнены книги Туве Янссон. Здесь можно радоваться со всеми вместе, а можно уединиться и побродить в одиночестве, ведь иногда это бывает очень нужно каждому. Дети могут пообщаться с муми-героями – достроить с Муми-папой лодку, поварить с Муми-мамой варенье или напечь с ней оладьев, полакомиться плюшками со Сниффом, а взрослым, воскликнув “ужас как хочется кофе!”, сесть за ближайший столик и выпить большую чашку волшебного свежесваренного напитка, запах которого стоит над всем Мумидолом.

Страна Муми-тролля – это возможность хотя бы на несколько часов вернуться в детство и вспомнить про то, как важно было, чтобы наконец наступило лето с его долгими днями, пикниками, чаепитием на закате и кладами в заросшем саду позади дома. Ну и еще про то, что “все уладится, надо только сварить кофе” – как нам показалось, это главный девиз всех жителей страны Суоми.

Город сказочных крыш

Стокгольм – это город, о существовании которого многие дети узнают раньше, чем о Лондоне или Париже, поскольку, как известно, именно здесь, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон, а на крыше у них над головой – знаменитый человек с пропеллером за спиной.

Основанный в начале XIII века, Стокгольм расположен на 14 островах и с высоты выглядит запутанным лабиринтом, клубком из земли и воды. Сначала лучше обойти его пешком (можно и на велосипеде), а потом сесть на кораблик (лучше на тот, где есть вкусный кофе и булочки) и поплавать от острова к острову, под мостами и между домами.

Для первого дня нам вполне хватило одного острова – Юргордена. На нем расположены три музея, избежать встречи с которыми, думаю, не удалось еще ни одному туристу. Это Юнибакен – музей персонажей Астрид Линдгрен, самый старый в мире музей под открытым небом Скансен и музей-корабль “Васа”.

Юнибакен – музей-аттракцион-театр, здесь живут не только Эмиль из Леннеберга, Пеппи Длинныйчулок, разбойничья дочь Рони, Карлсон, но заодно еще и Нильс с гусями, а также вся финская семейка муми-троллей и многие-многие другие. Мы вдоволь наигрались на вилле “Вверхтормашками” (в русском переводе она называлась “вилла “Курица”), сильно уменьшившись в размерах, познакомились с Нильсом и гусями и пообщались с разбойниками, троллями и совершенно незнакомыми нам сказочными персонажами.

Полетав над районом Вазастан, в котором жил Малыш, мы приземлились у легко узнаваемого по книге чердачного домика – тут есть даже пирамидка с тефтелькой наверху (чуть позже знаменитыми тефтельками г-жи Свантесон мы пообедали в местном кафе). Вообще-то Карлсон в Швеции не особенно популярен и даже находится под негласным запретом властей: считается, что он слишком много хулиганит и подает дурной пример детям. Но чего не сделаешь ради туристов, упорно ищущих рыжего тунеядца на улицах Стокгольма. Поэтому в самом городе легко найти дом, на крыше которого – домик не домик, но балкончик со столиком, стульчиком, цветочками и зонтиком от солнца.

Скансен – первый в мире музей на открытом воздухе, Швеция в миниатюре. Полторы сотни домов, домиков и хижин XVIII-XIX столетий (даже есть что-то похожее на избушку на курьих ножках), свезенных сюда со всей страны. Музейные работники, одетые в национальные костюмы, не сидят на скамеечках и не кричат на посетителей “руками не трогать!” и “по газонам не ходить!”, а занимаются полезным делом: пекут по старинным рецептам хлеб (и тут же им угощают), выдувают стекло, куют железо, лепят глиняные миски, доят коров и так далее. Звери-аборигены – как домашние, так и дикие – бродят по парку безо всяких вольеров и клеток, и не только лоси, кабаны и северные олени, но и волки, медведи и рыси.

История корабля “Васа” очень похожа на многие другие попытки человечества замахнуться на невозможное – от Вавилонской башни до “Титаника”. Шведский король Густав II Адольф из династии Васа, мечтая о морском господстве, приказал построить гигантский по тем временам фрегат и оснастить его самыми современными видами оружия – бронзовыми пушками, чтобы утереть нос “хозяевам морей” – англичанам, испанцам и голландцам. Солнечным августовским днем 1628 года корабль торжественно спустили на воду, освятили и под пушечную пальбу и восторженные крики горожан отправили в плавание. Которое, увы, закончилось уже через 1 300 метров: первый же порыв ветра опрокинул парусник, и он отправился ко дну, превратившись в плавучую братскую могилу. Поднять фрегат удалось лишь в середине прошлого века, и надо сказать, что для корабля, пролежавшего 333 года на дне морском, он выглядит совсем неплохо. Чтобы дерево, высыхая, не треснуло, корпус корабля пару десятков лет регулярно поливали водой и специальным составом. Зато все, что находилось внутри корабля, сохранилось почти в идеальном состоянии, включая судовой журнал, карты, Библию, личные вещи и даже одежду экипажа.

Посетителям музея предлагается не только подробно изучить историю корабля (а заодно и историю Швеции XVII века), но и исправить ошибки кораблестроителей, создав свой, “непотопляемый” вариант “Васы”. Мы сделали корабль шире, убрали одну палубу из четырех, изменили размер парусов и выкинули пару десятков бронзовых пушек, “Васа” приобрел устойчивость… после чего появился виртуальный король Густав II Август и раздраженно сообщил нам, что такое неповоротливое и бесполезное в военном деле корыто он вовсе не заказывал.

Следующий день мы посвятили Старому городу. Гамла Стан – это компактный лабиринт вымощенных булыжником улиц, построенный, очевидно, для невысоких худых людей с очень сильными лодыжками. Улицы между домами узкие (самая знаменитая из них, Мартен Трогицс Гранд, шириною меньше метра – с чувством юмора у шведов все в порядке). Здесь полно сувенирных лавочек и кофеен: пройти мимо кафе Кэкбринкен оказалось невозможно исключительно из-за запаха свежих вафель для мороженого. Не попробовать классические шведские шарики из шоколада и овсянки мы также не смогли, как и пирог с черникой и кремом и булочки с корицей. У шведов очень популярен поздний завтрак, так вот у нас их было не меньше трех, хотя и неправильных: сами шведы предпочитают на завтрак сырую и соленую рыбу (селедку!).

В Старом городе расположены почти все основные достопримечательности, поэтому здесь постоянно приходится крутить головой, а еще здесь самый большой в мире Королевский дворец, однако королевская семья живет в другом дворце, попроще, а сюда пускают туристов и нобелевских лауреатов.

Среди огромного числа больших и маленьких, исторических и современных памятников в Стокгольме есть самый, как считают шведы, маленький на свете (15-сантиметровый) Бронзовый мальчик. Сидит эта кроха во дворе обыкновенного дома, местные жители трогательно о нем заботятся, угощают конфетами, а зимой вяжут ему теплые одежки. Туристы оставляют ему монетку и жалостливо гладят мальчика по головке (не забыв, конечно же, загадать желание).

Еще один неожиданный для нас аттракцион – стокгольмское метро, а именно его синяя ветка, каждая станция которой – самая настоящая пещера (метро в Стокгольме практически прорублено в скалах), расписанная веселыми красками и украшенная неожиданными вещами – например, парочкой атлантов или старыми ботинками.

А еще мы поняли, что нам очень повезло попасть в Стокгольм именно летом: оно здесь неожиданно жаркое и красивое, а 20-часовой световой день (компенсация жителям за суровую и темную зиму) – это очень кстати, потому что всем гостям хватает времени познакомиться с городом как следует.

Вода и краски

Побывать в Скандинавии и не посмотреть хотя бы одним глазком знаменитые природные аттракционы – фьорды и водопады – мы себе позволить не могли. Поэтому сначала запланировали краткую экскурсию по Осло, а затем отправились в столицу фьордов – Берген.

Осло – самая дорогая столица Скандинавии (впрочем, кажется, и всего мира тоже). Самые известные музеи города – Национальная галерея с коллекцией Мунка (откуда в 2004 году украли его картину “Крик”, но сейчас уже вернули назад) и музей кораблей викингов на полуострове Бюгдой, а рядом с ним – Норвежский народный музей под открытым небом, в котором показана жизнь норвежцев в древние времена.

Первый день ушел на музеи, второй – на обзорную трехчасовую автобусную прогулку по городу и парк скульптур Густава Вигеллана. Дальше нас ждал Берген и фьорды.

Берген – старая столица Норвегии, место, где родился и умер композитор Эдвард Григ. Дом композитора – Трольхауген (Дом Троллей) – находится в предместье Бергена, на берегу озера. Здесь и музей, и концертная площадка, куда летом приезжают играть музыканты со всего мира.

В Бергене нет ни одного скучного дома – все они цветные. Правда, закон разрешает норвежцам красить стены домов только в четыре цвета: бордовый, желтый, бежевый и белый – именно в это сочетание и выкрашена знаменитая ганзейская набережная города (попавшая в почетный список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Видимо, яркие цвета в Норвегии – это противовес унылой погоде и долгой зиме. Норвежцы шутят, что в Бергене только 10 солнечных дней в году, в остальное время идет дождь. Нам повезло – день был солнечным, поэтому на фуникулере Флойнбанен мы забрались на холм и вдоволь налюбовались черепичными крышами Бергена, заливом и горами. На смотровой площадке, кстати, можно купить очень вкусное мороженое из кактусов.

Еще один туристический аттракцион – рыбный рынок Бергена. Здесь мы поняли, что немного поторопились, назвав Финляндию самой рыбной страной. Норвегия – вот где рыбное царство! Достаточно было просто прогуляться по рыбным рядам воскресного рынка, чтобы проголодаться только ближе к вечеру – у каждой лавки нам предлагали непременно отведать пару-тройку кусочков свежеприготовленной рыбы. В одном месте даже продавали китовое мясо, но попробовать его мы не решились.

От Бергена в разные стороны идут пароходики, и можно выбрать маршрут на один из фьордов. Мы выбрали Согнефьорд и пять часов плыли по зеленым водам самого длинного фьорда в мире. Мы, взрослые, слегка подустав от красоты и впечатлений, вздремнули, а вот зато дети внимательно слушали экскурсовода и по окончании путешествия потребовали, чтобы на следующий год мы приехали сюда не просто так, а в качестве альпинистов, и забрались на ледник – оказывается, здесь, в Норвегии, этот вид спорта доступен даже неподготовленным городским детям. Что ж, ничего не поделаешь: будем готовиться вернуться сюда снова, у нас в Скандинавии еще столько дел!