За рубежом. Другой взгляд на мир

Спасибо, посмотрели

Фестиваль сотрясали бесконечные происшествия. Как минимум две грандиозные кражи ювелирных украшений стали новостью номер один на Лазурном Берегу. Грабители покусились даже на Киану Ривза, приехавшего на каннский кинорынок представлять свой китайский проект. Ему пришлось какое-то время просидеть в полиции в ущерб запланированным мероприятиям.

Легендарная набережная Круазетт жила, как водится, своей неповторимой жизнью. Это едва ли не единственное достояние многочисленных зевак и туристов, заполоняющих Канн в дни фестиваля в таких количествах, что трудно пробраться до нужного места и не опоздать на просмотр фильма. Люди стоят как вкопанные у входа в отели и ждут выхода знаменитостей, не зная, кто из них там остановился. (Чаще всего оказывается, что никто — большинство мегазвезд, приезжающих на фестиваль, предпочитает жить на загородных виллах.) В день открытия фестиваля на Круазетт раздавался поросячий визг. Находчивый молодой человек вывел в люди пару симпатичных свинок на поводке. Вокруг них тут же собралась толпа. В течение всего фестиваля хрюшки разгуливали по набережной на радость праздношатающейся публике.

Каннский фестиваль – мероприятие весьма утомительное. День проходит в бесконечных очередях начиная с 7.30 утра и до позднего вечера. Чтобы попасть на тот или иной фильм, надо приходить за час до показа, даже имея аккредитацию или приглашение. Фестиваль ориентирован исключительно на профессионалов, билетов простым зрителям не продают. Но если с самого утра и при полном параде встать у входа с самодельной табличкой в руках, на которой написано название интересующего тебя фильма, то, как ни странно, попасть на просмотр все же можно. Среди таких «стреляльщиков» немало студентов киношкол, страстно любящих кино, но не имеющих возможности получить аккредитацию на фестиваль.

В один из дней, когда дождь лил как из ведра, так что зонтики не спасали, как назло нас очень долго не запускали в кинозал. И впервые на моей памяти раздался возмущенный гул. Народ роптал! Сцена, достойная кадров Эйзенштейна. Казалось, вот-вот начнется штурм. Но европейцы все-таки слишком законопослушны: покричали и утихли. На все претензии руководство фестиваля отвечает: «Это Канн!» Живи, мол, и радуйся, что ты вообще попал туда. Вместо того чтобы как-то решать эту проблему, тут даже гордятся очередями. И никому нет дела до того, что отстояв в них, нарядная публика заходит в кинозал в подмоченных вечерних туалетах. Зато есть ощущение, что ты принадлежишь к касте избранных. Африканские продавцы моментально реагируют на спрос и бойко торгуют дешевыми зонтиками.

Ажиотаж достиг апогея на премьере конкурсного фильма «Замок в Италии» Валерии Бруни-Тедески. Эта итало-французская актриса любима европейской публикой. Ее режиссерские опыты куда скромнее, но интерес к ним подогревает одно семейное обстоятельство: Валери — старшая сестра Карлы Бруни, еще недавно первой леди Франции, супруги Николя Саркози. Сестры родились в семье итальянского промышленника, которая покинула Италию во времена Красных бригад. Тогда Валерии было девять лет. «Замок в Италии» посвящен ее брату и рассказывает о семье, потерявшей сына и брата, жизнь которого унес СПИД. Роль матери сыграла мать Валерии – пианистка Мориза Борини. Она лично представляла фильм в Канне. Тедески не только исполнила главную роль, но и пригласила на роль возлюбленного своей героини молодого и очень модного теперь актера Луи Гарреля, по совместительству – ее спутника жизни. Получился во всех смыслах семейный фильм и… слабое звено каннской программы.

Каждый год на горе, где располагается старинный замок, мэр Канна господин Бернар Брошан, занимающий свой пост более десяти лет, устраивает ланч для иностранной прессы. Подается простая провансальская еда, почти крестьянская, причем меню не меняется из года в год. На прием приглашаются и члены жюри основного конкурса. Николь Кидман, режиссер Энг Ли, чей фильм «Жизнь Пи» получил несколько «Оскаров», французский актер Даниэль Отой, знаменитый румынский режиссер и лауреат «Золотой пальмовой ветви» Кристиан Мунджиу, немецкий актер и звезда фильма Тарантино «Бесславные ублюдки» Кристоф Вальц и другие члены жюри, как и мы, ели редиску с морковкой, обмакивая их в соус, белую рыбу, нехитрые закуски. В течение трех минут жюри позволено снимать и фотографировать, а потом надо оставить в покое. На этот раз его представители не спешили расходиться. Возглавлявший жюри Стивен Спилберг был в шаговой доступности — обычный на вид человек в бейсболке, мимо которого можно пройти и не обратить внимания.

Открывался фестиваль премьерой фильма «Великий Гэтсби» австралийского режиссера База Лурмана по одноименному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Ему и доверили произнести слова об открытии фестиваля. А потом была грандиозная вечеринка. Переплюнул ее разве что прием по случаю премьеры фильма Стивена Содерберга «За канделябрами». Небо сияло грандиозным фейерверком, а потом протяжно гудели корабли, да так, что, казалась, звучит какая-то промышленно-фабричная симфония. Звездный конвейер вовсю работал в дни фестиваля. Через него прошло немало самых важных в кинематографе людей. И если фильмы параллельных программ представляли иной раз малоизвестные режиссеры и актеры, то программу «Каннская классика» украсил приезд Мишеля Пикколи, Ким Новак и даже Алена Делона, прибывшего в Канн после многолетнего перерыва и обид. Он представлял отреставрированную копию фильма «На ярком солнце», снятого в 1960 году Рене Клеманом по роману Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». Надо сказать, Делон в нем сказочно красив.

Часть показов мировой классики проходила на пляже. И это еще одна возможность для обычных зрителей приобщиться к фестивалю. Они располагаются прямо на песке, не пугаются даже непогоды, сидят под зонтиками, если идет дождь. Самое невероятное зрелище — показ «Птиц» Альфреда Хичкока на большом экране под открытым небом. По пляжам Канна разгуливают огромные бакланы — и в данном случае из них получилась живая инсталляция.

В главном конкурсе представлен был, как всегда, элитный отряд мирового кинематографа, завсегдатаи Канна, проверенные временем имена. Фестивалю трудно отказать мэтрам. Дебютантам сквозь их строй не пробиться, спасают только параллельные программы. А мастера далеко не всегда снимают выдающиеся произведения. Но даже провал гения тоже ведь по-своему интересен, так что изменить сложившийся ход вещей почти невозможно, и это порождает нелепости в фестивальном раскладе.

Новый фильм Романа Поланского «Венера в мехах», который он впервые снял на французском языке, закрывал конкурсные показы. Недавний затворник, обвиненный в преступлениях давно минувших лет, находясь под домашним арестом, не переставал снимать. Видимо, привык работать в условиях ограниченного доступа, в пределах одного помещения, и теперь не может остановиться. Как и предыдущая «Резня», «Венера в мехах» — камерная история. Действие происходит в театре, и задействовано в нем всего два артиста – жена Поланского Эмманюэль Сенье и любимец публики Матье Амальрик. Полтора часа они ведут словесный поединок, доходят до садомазо, бесконечно решая вечную проблему первенства женщины и мужчины, актера и режиссера. Амальрик ужасно похож на Поланского, что придает градуса действу, напоминающему театральную постановку.

«Прошлое» иранского режиссера Асгара Фархади, получившего два года назад «Золотого Медведя» и все возможные призы за актерские работы на Берлинском кинофестивале, а потом и «Оскара» за фильм «Развод Надера и Симин», снималось во Франции. Обычно это смерть для режиссера, чья аутентичность составляет главную прелесть его творчества. Но Фархади и себя не потерял, и Европу не подвел. На главную роль он пригласил звезду фильма «Артист» Беренис Бежо, которая на экране похожа на иранку. И снова перед нами затягивающая семейная история с запутанными отношениями и скелетами в шкафу…

Картину «Джимми Пикар» Арно Деплешена об индейце, страдающем психосоматическим заболеванием после Второй мировой войны, с которым не может разобраться целый анклав врачей. Фильм отличает прежде всего великолепный актерский дуэт Бенисио Дель Торо и Матье Амальрика. Фильм «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Итана и Джоэла Коэнов сделан в фирменном стиле этих культовых режиссеров. Можно лишь удивляться их завидному умению воссоздавать субкультуру конца 50-х – начала 60-х, очевидно, милую сердцу братьев-интеллектуалов.

Замысел фильма «Выживут только влюбленные» Джима Джармуша с участием британских актеров Тома Хиддлстона и Тильды Суинтон, играющих парочку вампиров, режиссер вынашивал семь лет. Зрелище получилось незабываемое – нечто из жизни вампиров нового поколения. На людей они не набрасываются, кровь у них не высасывают, а приобретают ее в пакетированном виде в соответствующих медицинских учреждениях. Пьют ее из рюмок, едят в виде мороженого, как эскимо красного цвета. Игра в бессмертие, которую показал Джармуш, вызвала настоящий фурор в среде заядлых киноманов.

Возможно, самый совершенный фильм нынешнего Канна – черно-белая «Небраска» Александра Пэйна. Когда-то у Коэнов был фильм «Старикам здесь не место». Так вот в «Небраске» им самое место. Тут почти сплошь старики. Кажется, что играют их не актеры, а удачно подобранные типажи, хотя это краса и гордость инди-фильмов. Главный герой, изрядно попивший на своем веку, страдающий болезнью Альцгеймера, выиграл миллион долларов. Получать его он отправляется в родные места, в Небраску, где до сих пор живут его родственники. Как они общаются, как старики коротают время в барах – это, конечно, надо видеть. В популярной винной лавке Канна мне довелось стать свидетелем такой сцены: продавец записывал название фильма «Небраска» по рекомендации покупательницы, только что вернувшейся с показа. Сказал, что непременно его посмотрит. Картина действительно оставит равнодушным разве что совсем невосприимчивого человека.

Пожалуй, главными героинями Канна-2013 стали 17-18-летние девушки. Режиссеры отчего-то разом заинтересовались переживаниями юных созданий в период их созревания.

Французский режиссер Франсуа Озон в фильме «Молода и прекрасна» («Всего 17») попытался развенчать иллюзии, свойственные мировому кинематографу, по поводу благодатности юного возраста. 17-летняя Изабель, студентка Сорбонны, жаждет первого сексуального опыта, а потом находит особую прелесть в занятиях проституцией. Озон уверен, что всякая женщина в глубине души мечтает о том же. Его героиня жаждет сильных эмоций. Ее повседневная жизнь слишком пресна, встречаться с ровесниками совсем не интересно. А вот каждодневные знакомства со зрелыми мужчинами, годящимися ей в отцы, совсем другое дело. Озон – известный первооткрыватель актрис. Изабель у него сыграла прелестная Марина Вакт — модель, которую наверняка ждет завидная актерская карьера.

Программу «Особый взгляд» открывала картина «Элитное общество» Софии Копполы, спродюсированная ее отцом Френсисом Фордом Копполой. 18-летние грабительницы, показанные в фильме, в реальной жизни охотились за звездами Голливуда. Их жертвой стали звезда «Властелина колец» и «Пиратов Карибского моря» Орландо Блум, наследница богатого рода Пэрис Хилтон. Банда юных грабителей «The Bling Ring» — из поколения, воспитанного на реалити-шоу, проводящего жизнь в социальных сетях. Блеск звезд с экранов телевизоров и их завидная жизнь где-то поблизости определенным образом влияет на молодое поколение Лос-Анджелеса. Главную героиню сыграла известная по «Гарри Поттеру» Эмма Уотсон. Как и героиня Озона, эти девочки тоже из благополучных семей и их тоже манит неизведанное. Наворованные тряпки они напяливают на себя и размещают фото в интернете — на чем в итоге и погорят.

В необычной и затянутой трехчасовой картине «Жизнь Адель» французского режиссера тунисского происхождения Абделатифа Кешиша, прославившегося фильмом «Кус-кус и барабулька», 17-летняя героиня тоже переживает период гиперсекуальности. В конце концов она знакомится с необычной девушкой — с голубыми волосами, похожей на мальчика, вполне подходящей под определение «томбой». А дальше начинается видеопособие по однополой любви. Таких откровенных и детальных сцен лесбийской любви в большом кино, пожалуй, еще не было. Впрочем, Кешишу важен не этот аспект, а первая любовь, являющаяся внезапно. Героинь чувственно сыграли совсем юная Адель Экзаркопулос и молодая звезда Леа Сейду. На этот раз Кешиш кормил своих персонажей не кус-кусом, а спагетти. А уж когда им довелось отведать устриц, это оказалось сродни эротическому акту. «Жизнь Адель» награждена премией жюри мировой кинопрессы ФИПРЕССИ за то, что яркие эротические сцены не затмили эмоциональную историю взросления молодой девушки, открывающей свою сексуальность.

Тему однополой любви лихо развил и американский режиссер Стивен Содерберг в картине «За канделябрами», основанной на истории жизни пианиста Валентино Либераче. Его роль исполнил некогда записной голливудский плейбой Майкл Дуглас. Тут он играет гея. И поскольку его экзотический персонаж богат, то может выбирать себе парней по вкусу и быстро их менять. Одного из них забавно и совсем уж неожиданно сыграл Мэтт Деймон. Актер, обладающий стопроцентной мужской харизмой, преобразился в сладкого юношу, способного свести с ума престарелого любителя мужчин. Можно себе представить, как актеры веселились на съемочной площадке, изображая однополых любовников. В то же время никакого перебора в их игре нет. Все сделано тактично, но с легкой иронией. Многие заходятся в восторге от дуэта Дугласа и Деймона, но все же это не более чем забава. Фишка — в неожиданном выборе актеров. Герой Дугласа отчаянно борется со старением. У него даже глаза перестали закрываться во сне из-за хирургического вмешательства. На наших глазах его лицо нещадно кромсают, и это сущий ад — после просмотра фильма многие наверняка откажутся от омолаживающих экспериментов. Кстати, Шон Пенн не так давно сыграл в картине «Где бы ты ни был» Паоло Соррентино пожилого рокера, внешний вид и образ жизни которого совсем не соответствуют его возрасту. Действительно серьезная актерская работа, вызывающая уважение. «За канделябрами» же лишь гламурный аттракцион, и только.

Своеобразным протестом против «Канделябров» стал голландский фильм «Боргман» Алекса ван Вармердама, где с обществом потребления разделались изощренным способом. Напоминающие бомжей ребята, обитающие в подземных лесных жилищах, проникают в обеспеченные дома и разрушают их буржуазный уклад до основания. Прекрасный сад превращается в котлован. А обитатели загородных вилл получают свою дозу инъекции. Что им вводят — непонятно, но они становятся невменяемыми. Это не ужастик, а фантасмагория – мрачная, очень голландская, где возможно все, и ты принимаешь это на веру…

26 мая были подведены итоги фестиваля. Жюри распределило призы, можно сказать, идеально — все опасения по поводу того, что старина Спилберг намудрит, оказались напрасными, ни один по-настоящему самобытный фильм не остался незамеченным. «Золотой пальмовой ветви» удостоена радикальная лента «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша. Гран-при вручили отсутствовавшим на церемонии братьям Коэнам за ленту «Внутри Льюина Дэвиса» (награду получал Оскар Айзек, исполнивший в ней роль фолк-музыканта). За режиссуру отметили 34-летнего режиссера Амата Эскаланте, снявшего шокирующий фильм «Эли» о жестоких нравах современной Мексики, где царят насилие и наркоторговля и где даже 12-летняя девочка не может рассчитывать на пощаду. Приз за лучшую женскую роль – у великолепной Беренис Бежо, сыгравшей в картине Асгара Фархади «Прошлое». А Брюс Дерн, который тоже не смог присутствовать на церемонии, признан лучшим исполнителем мужской роли в «Небраске» Александра Пэйна (многие, кстати, прочили этот приз Майклу Дугласу). За сценарий отметили неординарную картину «Прикосновение греха» великолепного китайского режиссера Цзя Чжанке, умеющего совместить поэзию и жестокость. Он, наверное, мог претендовать и на большее. От его беспощадного фильма о кипучей и часто необъяснимой жизни родной страны стынет кровь. Премия жюри вручена деликатной и мудрой японской ленте «Любить отца, любить сына» Хироказу Коре-еда.

Остается добавить, что жюри программы «Особый взгляд», возглавляемое культовым датским режиссером Томасом Винтербергом, отметило картину «Изображение отсутствует» камбоджийского режиссера Рити Панха. В высшей степени экспериментальный фильм отсылает зрителя во времена Пол Пота, который, держа равнение на Ленина и Сталина, самозабвенно истреблял собственный народ.

Текст: Светлана Хохрякова

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В КАННЕ И ОКРЕСТНОСТЯХ

Что делать в Канне, когда там нет кинофестиваля? Или, скажем, есть, но вас туда не пригласили? Или пригласили, но вам быстро надоело? «За рубежом» предлагает пять вариантов проведения досуга, не связанных с просмотром кино.

Пожить как кинозвезда

На набережной Круазетт все отели как на подбор: основанные в начале 20 века величественные здания отелей «Мартинез», «Хилтон», «Интерконтиненталь Карлтон» стали свидетелями эпохи расцвета Лазурного берега как одного из самых престижных мест отдыха в мире. Каждый год в середине мая отели на Круазетт принимают тысячи богатых и знаменитых со всего света, а некоторые номера в них бронируются на несколько лет вперед под определенных ВИП-гостей и стоят астрономических денег. Где именно остановиться во время Каннского фестиваля – вопрос личных предпочтений звезд. Однако первое место в негласном рейтинге самых шикарных отелей Канна, пожалуй, можно отдать отелю Majestic Barriere. Отель был построен в 1926 году на месте замка, он расположен в нескольких десятках метров от Дворца кинофестивалей. Поэтому многие кинозвезды любят останавливаться именно в нем: ведь приятно выйти утром на балкон, откуда видна красная дорожка, по которой вечером тебе предстоит продефилировать под прицелом сотен фото- и видеокамер. Казалось бы, этот мир должен быть закрыт для простых смертных, однако за пределами пиковых дат (кинофестиваль, регата в Канне и др.) остановиться в отеле может практически любой желающий. Например, в июне стоимость стандартного номера в Majestic Barriere начинается от 275 евро за ночь в зависимости от условий бронирования. И это не такая уж высокая плата за те ощущения, которые ты получаешь, проходя по коридорам отеля с портретами мировых кинозвезд.

Сходить в клуб Le Baoli

Хотите узнать, где и как проводят вечер после трудового дня на фестивале Брэд Питт, Шон Пенн или Майкл Мэдсен? Отправляйтесь в клуб Le Baoli, который считается самым крутым клубом Канна и одним из самых крутых на Французской Ривьере (в ряду подобных заведений Монако и Сен-Тропе). Как и при бронировании номера в каннских отелях на первой линии, вы платите за возможность приобщиться к миру миллионеров, звезд, членов европейских королевских семей и просто французской «золотой молодежи». Правда, прежде чем предаться отдыху в самом клубе, лаунж-баре или ресторане, предстоит пройти строгий фейс-контроль. «Секьюрити прежде всего смотрят на твою обувь, а потом уже на лицо», — говорят местные жители. Здесь постоянно проходят тематические вечеринки, например, посвященные яхтам и другим атрибутам «сладкой жизни», а свои сеты отыгрывают самые модные мировые ди-джеи. В ресторане подают блюда средиземноморской кухни и фьюжн, цены, как и в других заведениях подобного уровня, весьма высоки.

Отправиться на Леринские острова

Из развлечений попроще, не требующих особых финансовых затрат – поездка на пароме на Леринские острова, которые находятся совсем рядом с Канном. Они представляют собой два обитаемых и несколько небольших необитаемых островов. Имя одного из них – о. Святой Маргариты – связано с легендой о «Железной маске», загадочном узнике времен Людовика XIV, который содержался в форте на острове. До сих пор доподлинно неизвестно, кем был этот таинственный заключенный, историки на протяжении веков выдвигали множество предположений, не говоря уже о версиях в мировой художественной литературе. На другом острове – Сен-Оноре – находится старейшее действующее аббатство, построенное в V веке. Острова живописны, покрыты пышными средиземноморскими соснами и изрезаны укромными бухтами с небольшими пляжами, где можно искупаться или устроить пикник.

Посмотреть на виллу Пьера Кардена

Примерно в десяти километрах от Канна, в небольшом местечке Теуль-сюр-Мер, находится вилла знаменитого французского дизайнера Пьера Кардена. Необыкновенное футуристическое здание под названием Дворец пузырей (Palais Bulles) расположено на красных скалах массива Эстерель. В 1970-х годах архитектор русско-финского происхождения Антти Ловаг спроектировал виллу для одного миллионера, который, однако, не дожил до конца строительства. Когда Пьер Карден, искавший себе виллу на Лазурном берегу, увидел нечто похожее на гигантские пузыри на поверхности скалы, он почувствовал идейную близость с архитектором и сразу купил здание. Затем Ловаг и Карден вместе дорабатывали виллу, и свой окончательный вид она приобрела только в 1989 году. Сегодня время от времени владелец разрешает проводить на вилле разные мероприятия, хотя далеко не каждый, кто может заплатить внушительную сумму за аренду этого здания, допускается в любимый дом дизайнера. Он прежде всего ориентируется на репутацию тех, кто собирается организовать там прием, и статус мероприятия. Искать виллу долго не придется – просто следуйте по серпантину по указателям на Теуль-сюр-мер, и, выехав из-за одного поворота, увидите ее бликующие окна-иллюминаторы.

Совершить прогулку по Лазурному берегу

Если вы арендовали машину, чтобы прокатиться до виллы Пьера Кардена, после можно продолжить путешествие вглубь горного массива Эстерель. Эта горная цепь, представляющая собой скалы красного цвета, тянется примерно от Канна до Фрежюса. За Канном начинается серпантин с удивительными видами, не уступающими по красоте другому очаровательному участку Лазурного берега — от Вильфранш-сюр-Мер до границы с Италией. Иногда кажется, что где-то именно здесь находится «сердце» Французской Ривьеры. Поездка по этому участку побережья ради красивых видов – не единственное удовольствие. Здесь есть несколько очаровательных пляжей, не указанных в большинстве туристических путеводителей. Кроме того, можно отклониться от побережья и заехать в горы, где проложено множество пешеходных маршрутов разной степени сложности.

Текст: Владимир Семенов