За рубежом. Другой взгляд на мир

Английский архнадзор

По закону автор архитектурного проекта должен обратиться в местный совет за разрешением. Затем совет раскладывает в почтовые ящики граждан, проживающих на улице, где планируется стройка, листовки с уведомлением о проекте. Подробный план будущего дома обязательно должен быть выложен в интернет, чтобы любой желающий мог с ним ознакомиться. У местных жителей есть три недели на то, чтобы выразить свою обеспокоенность проектом или одобрить его.

На пустыре за нашими садами уже пытались построить новый дом, в последний раз это было в 1980-е. Разрешения, впрочем, никто из пытавшихся так и не получил, поскольку пустырь, во-первых, находится в охраняемой зоне — старые здания вокруг занесены в реестр историко-культурных памятников; во-вторых, подъезд (в том числе пожарной техники) к нему затруднен; наконец, в-третьих, он находится на некотором возвышении, и двухэтажный дом, построенный там, для нас будет равносилен трехэтажному.

Все эти аргументы, скорее всего, были заранее известны новому владельцу пустыря, однако он пока не спешит считать свои инвестиции ошибочными. В Британии жилищный кризис, и местные советы легче, чем раньше, дают разрешения на строительство. Вот почему владелец земли нанял архитектора, мистер Р, который еще до обнародования плана стал знакомиться с нами и нашими соседями, чтобы попробовать заручиться нашей поддержкой.

Мистер Р рассказал, что линия горизонта для нас не изменится. Что корни деревьев наносят ущерб близлежащим гаражам, поэтому их нужно срочно срубить. Что в новом пяти- или шестикомнатном доме (одних спален там три), стоимость которого составляет примерно 350 тыс. фунтов стерлингов, будет жить милая пожилая пара. И что строительство займет всего несколько месяцев. Но мы архитектору не поверили. Нам показалось, что он говорит именно то, что, по его мнению, нам хотелось бы слышать.

Мы не ошиблись. На сайте совета, где был выложен план строительства, мистер Р написал вот что: «Все жители улицы, с которыми я встречался, высказались в поддержку проекта». И вновь подчеркнул необходимость скорейшей вырубки деревьев, сославшись на отчет специалиста. Отчет прилагался, и те, кто не поленился его прочитать, обнаружили там такой пассаж: «есть вероятность, что корни деревьев теоретически могут навредить гаражам…».

Как только местный совет дал нам возможность загрузить на сайт наши возражения, это сделал один из соседей, Мартин, который написал эмоциональное романтическое сочинение о пользе деревьев. «Я из графства Эссекс, и никогда раньше мне не доводилось иметь такой прекрасный сад с видом на такие прекрасные деревья», — начал свой очерк Мартин. Остальные решили собраться в пабе, обсудить аргументы против строительства и потом уже описать их, каждый по-своему. Встреча в пабе состоялась только спустя две недели, но была успешной – мы записали все высказанные мысли в вордовский документ, распечатали, разбросали копии в почтовые ящики каждому — и очень скоро на сайте местного совета вдруг появились еще 12 возражений против проекта.

Остается надеяться, что совет попросит застройщиков учесть хотя бы часть наших замечаний. Мы готовы пойти на компромисс: небольшой одноэтажный дом и решенная проблема пожарной безопасности нас вполне устроят. Но главное — совместная борьба со злом и особенно судьбоносная встреча в пабе сплотила жителей нашей улицы. У нас уже была одна вечеринка в саду для всех соседей, и скоро, если позволит погода, последуют новые. No pasaran!

Текст: Анна Дородейко