За рубежом. Другой взгляд на мир

Американцы и природа

Начну с космического уровня. В России весна начинается 1 марта – бог весть почему. В США, как и в большинстве стран Северного полушария, весна начинается 20 марта, в день весеннего равноденствия (лето — 21 июня, в день летнего солнцестояния, и так далее). Начало сезона в США всегда отмечают, и особенно бурно — день летнего солнцестояния, когда американцы любят устраивать вечеринки.

Каждой весной в американской столице происходит многомиллионное паломничество к северному берегу залива Приливной Бассейн – смотреть цветущие вишневые деревья. Надо отдать должное прозорливости мэра Токио Юкио Одзаки, который в 1912 году подарил Вашингтону три тысячи саженцев. Японская культурная программа – непременная составляющая двухнедельного фестиваля Цветения Вишни. Только во время Второй мировой деревья пришлось переименовать из «японских» в «восточные» — после атаки на Перл-Харбор, когда какие-то патриоты срубили четыре дерева.

Китайцы пошли по тому же пути. В 1972 году, после визита президента Ричарда Никсона в Китай, они подарили Вашингтонскому зоопарку двух панд в надежде развить дружбу между народами. С тех пор панды – любимейшие существа в американской столице. Это вымирающий вид, в неволе они плохо размножаются. Однако нынешняя пара, Тян-Тян и Мей Ксян, радуют поклонников потомством. Они прибыли в 2000 году по десятилетнему контракту стоимостью в $10 млн, который был продлен в 2011-м еще на пять лет. У этой четы в 2005 году родился медвежонок Тай Шан, за жизнью которого через веб-камеру следили десятки миллионов людей. Большой трагедией для них стала затем отправка четырехлетнего вашингтонского питомца в Китай – по контракту все детеныши панд должны вернуться на родину родителей. Но в августе прошлого года Мей Ксян родила еще одного жизнеспособного медвежонка. Только одна капля дегтя в медовом потоке восторгов: посетители сайта зоопарка не смогли увидеть, как этот детеныш открыл глаза. До этого момента веб-камера непрерывно показывала каждое его движение, но во время октябрьского правительственного шатдауна ее выключали аж на 16 дней. В выборе имени для медвежонка в зоопарковском твиттере приняли участие 123 тыс. человек. Девочку назвали Бао-Бао (по-китайски «сокровище»).

Веб-камеру, показывающую детеныша панды, этой зимой на несколько дней переплюнул по популярности твиттеровский аккаунт полярной совы — @DCSnowyOwl. Заголовок гласит: «Бывший турист округа Колумбия, быстрый летун. Ушиблен автобусом, спасен полицией округа, Национальным зоопарком и Вашингтонским реабилитационным центром дикой природы. Меня зовут Снежная. Лечусь в Университете штата Миннесота». В конце января – начале февраля сова около двух недель собирала толпы людей в даунтауне. Для этих широт полярные совы необычны, и это была редкая возможность для горожан наблюдать такую птицу на свободе. В этом году в Вашингтоне зима была на редкость морозной. Налетевшую на автобус туристку спасли, вылечили, и 19 апреля она была выпущена на волю.

У этой совы-неудачницы есть один очень успешный пернатый собрат в Нью-Йорке. Это краснохвостый сарыч по кличке Pale Male («Бледный самец»). Вылупился в 1990 году, а через год должен был где-то поселиться и обзавестись семьей. Сначала надумал устроиться в Центральном парке на дереве, как порядочная птица, но был изгнан оттуда воронами. В результате поступил очень необычно – построил гнездо прямо на городской многоэтажке – в доме 927 по Пятой авеню, а в Центральный парк летал охотиться. Очень эффектно ловил голубей, хватая их с дорожек прямо на глазах детей, кормивших птиц, чем вызвал нешуточные протесты гуманистов. В декабре 2004 года гнездо убрали, но клуб фанатов Пейл Мейла оказался столь велик, что его вскоре водрузили на прежнее место. А поскольку в новом гнезде до 2008 года не вылупилось ни одного птенца, то по рекомендации экспертов конструкцию гнезда пришлось улучшить. Больше 20 лет этот «Бледный самец» был одним из главных ньюсмейкеров Вашингтона – тысячи людей постоянно следили за его жизнью, обменивались новостями, о нем писали в газетах, сняли фильм. Самое удивительное было в его неуязвимости — множество его подруг гибли одна за другой, их сбивали машины, они травились съевшими яд голубями и крысами, а одна из них пропала 11 сентября 2001 года. Сам же Пейл Мейл оставался невредим. За 20 лет его потомство смогло отвоевать у ворон право жить в Центральном парке, и, следуя примеру своего отважного отца-первооткрывателя, все больше сарычей стало селиться в городе — на радость нью-йоркским наблюдателей за птицами.

В Штатах живут индивидуалисты, это правда. Но даже такое, казалось бы, индивидуалистическое занятие как bird watching (наблюдение за птицами), тоже давно стало общественным – множество сообществ, сайтов, групп в соцсетях, организация мест для наблюдения. Тронулся лед на реке – и местные жители бегут смотреть и кричать свое «Вау!». Приятно осознавать себя частью природы и частью общества одновременно.

Текст: Ирина Жданова