За рубежом. Другой взгляд на мир

Дело принципа

«ИКЕА» для европейской молодежи – предприятие домообразующее: жилища граждан до 30 лет в обязательном порядке обставлены по ее каталогам. В «ИКЕА» непременно наведываются накануне самых важных в жизни событий – переезда от родителей на съемную квартиру, свадьбой, рождением ребенка. С сентября 2008-го по сентябрь 2009-го французские магазины зафиксировали 50 миллионов визитов, и львиная их доля приходилась на выходные дни. Поэтому субботняя забастовка 23 из 26 французских магазинов шведской марки, организованная накануне Дня Святого Валентина, так или иначе отпечаталась в биографиях тысяч людей, приехавших к заветным синим амбарам с голодно лязгающими багажниками.

В начале февраля, незадолго до начала ежегодных переговоров об условиях труда, шведское начальство пообещало повысить зарплату сотрудников на 1% и на столько же – индивидуальные премиальные выплаты по результатам продаж. По соображениям практичных шведов, в кризисный год эта символическая прибавка должна была быть воспринята с энтузиазмом. Но, увы, они забыли, с кем имеют дело. Плюс 4% к основной зарплате и плюс 2% к премиальным по результатам продаж – такие требования выдвинули профсоюзы. Неделю их лидеры ожесточенно торговались с представителями головного офиса, пока дирекция не прекратила переговоры в одностороннем порядке.

Оскорбленные в лучших чувствах, активисты рабочего движения призвали работников к «немедленной и исторически значимой забастовке». В тот же вечер на призыв откликнулись пять из двадцати шести магазинов. В субботу 13 февраля забастовочная лихорадка охватила уже 23 филиала. Что, надо сказать, не сильно отразилось на объеме продаж: закрыт был только магазин во Франковилле, северном пригороде Парижа; остальные филиалы делегировали часть сотрудников стоять с воинственными плакатами у въезда на парковку и кричать кричалки в фойе. «Нам нужна ваша поддержка» — скандировали работники, нимало не смущаясь тем, что с точки зрения экономической логики клиент и сотрудник магазина стоят по разные стороны баррикад: выгода одного обратно пропорциональна выгоде другого. 

Покупатели с чувством жали руки бастующим. Некоторые даже подкармливали их шоколадом. Ведь за неделю мебельного конфликта стараниями профсоюзов и СМИ общественности стало известно, что французские филиалы в 2009 году принесли «ИКЕА» 52 млн евро чистой прибыли. А из интервью «простой работницы Каролины», которая отдала пять лет своей жизни отделу детской мебели магазина во Франковилле, слушатели радиостанции RTL узнали, что работники «Икея» получают 1 300 евро – критический минимум по столичным меркам. И никто не думал в этот объединяющий нацию момент, что, если руководство примет условия профсоюзов, единственно доступная среднему классу мебель подорожает на 4-6%.

Забастовки продолжались весь февраль, а в начале марта служащие стали устраивать пикеты у здания дирекции в Ивлине. «ИКЕА» собралась духом и предложила дифференцированную систему уступок: пересмотр размера минимального заработка, увеличение премии за выслугу лет и усовершенствование соцпакета. На эту синицу в небе согласились два из пяти профсоюзов. Остальные по-прежнему требовали социальной справедливости и повышения зарплаты всему коллективу.

Тогда дирекция вновь прекратила переговоры и распорядилась о применении первоначального алгоритма – прибавка в 1% к общему зарплатному фонду и аналогичное повышение премиальных по результатам продаж. Закон позволяет предприятию это сделать, если торг зашел в тупик. Этот драматический момент совпал с наступлением весенних каникул в школах и университетах. Профсоюзы решили приостановить бурную деятельность и вернуться к борьбе после 15 марта.

Впрочем, даже к концу марта отдохнувшие работники так и не возобновили активных действий против прижимистых шведов. Однако профсоюзные лидеры отмечают, что забастовки в «ИКЕА» стали проявлением всеобщего недовольства французских служащих условиями труда. Волна саботажа и в самом деле прокатилась по таким предприятиям, как Air liquide (добыча газа), Saint-Gobain (разработка инновационных технологий в строительстве), Yves Saint Laurent Beaute (косметика), Thales (транспорт), Snecma (производство моторов для авиации), Systeme U (торговая сеть). Профсоюзы ожидают от правительства единственно верной реакции – повышения минимального оклада. Иначе… Ну, вы сами знаете — революция!

Дарья Князева, журналист, Париж, Франция