За рубежом. Другой взгляд на мир

Семья поможет

Необходимость сокращения расходов, как утверждают политики, обусловлена двумя факторами: последствиями финансового кризиса и неотвратимым старением населения.

По прогнозу Центрального статистического бюро Нидерландов, к 2041 г. процент людей старше 65 лет поднимется до 26% (сейчас их чуть больше 16%). Ситуация осложняется тем, что государственные расходы на долгосрочное медобслуживание (куда входит пребывание в домах престарелых и постоянный медицинский уход) в Голландии растут намного быстрее, чем у соседей: здесь прогнозируется рост с 3,5% ВВП на 2010 год до 8% в 2060 г.

Усредненная европейская статистика предполагает увеличение доли ВВП на ту же статью расходов с 1,3% в 2010 г. до 2,4% в 2060 г. Поэтому 2015 год будет в первую очередь ознаменован очередным «затягиванием поясов» пожилых людей, особенно тех, кому требуется помощь.

Что именно изменится? Во-первых, в связи с ужесточением критериев приема в дома престарелых туда смогут попасть только тяжелые пациенты, которым уход нужен 24 часа в сутки. Во-вторых, ответственность за уход за остальными пожилыми людьми в значительной степени ляжет на их детей и родственников. Частично оплачиваться будет только то, что не может быть выполнено окружающими. Определять, какие именно обязанности можно возложить на близких, будут местные власти. В-третьих, сроки ожидания места в домах престарелых значительно увеличатся, поскольку предполагается сократить количество субсидируемых мест, в то время как число пожилых людей, чье состояние соответствует новым критериям, будет расти. Наконец, сейчас у 70 тыс. пожилых людей есть так называемые «путевки», которые были получены по старым правилам. Эти люди еще в состоянии жить самостоятельно, но решили обезопасить себя от бумажной волокиты и заранее подготовиться к новой стадии в своей жизни. Раньше они могли оставаться дома сколько захотят, а теперь должны определиться до 1 января 2016 года. Те, кто не переедут в дома для престарелых до этой даты, лишатся такой возможности в будущем.

Голландцам надо отдать должное: они умеют считать деньги и тратить их в соответствии с доходами. Они понимают, что раз денег нет, расходы нужно сокращать. Другое дело – связанные с этим психологические проблемы. Долгие годы европейский средний класс платил высокие налоги и взносы в пенсионные фонды, думая, что таким образом финансирует собственные подушки безопасности. Налогоплательщики были твердо уверены, что их деньги идут на такой уход за пожилыми людьми, который позволяет тем сохранить чувство собственного достоинства, а когда постареют они сами, качество ухода только улучшится. Еще несколько лет назад преобладала идеология государства всеобщего благоденствия и взаимопомощи, и даже финансовый кризис сначала считался временной проблемой. В этом же году тезисы политиков сводятся к тому, что каждый должен начать самостоятельно решать свои проблемы. На деле это означает, что о пожилых родителях должны заботиться дети, а не государство.

И тут возникает сложность: за годы благополучной жизни сформировались определенные стереотипы поведения. В Нидерландах молодежь рано начинает жить отдельно, легко переезжает в связи с работой, а контакты с родителями, хотя и поддерживаются, обычно не носят какого-либо обязательного характера. Редко кто привозит маме с папой продукты или сопровождает их к врачу. Сами пенсионеры не хотят зависеть от детей, уважая их свободу и стиль жизни. Просить помощи не принято, и изменить формировавшийся десятилетиями менталитет быстро не получится. Существуют частные фирмы, которые предлагают медпомощь старикам, но цены на их услуги кусаются: к примеру, круглосуточный уход стоит 9 тыс. евро в месяц. Это неудивительно: один сотрудник может официально работать в среднем по 8 часов в день, у него должны быть отпуск и зарплата, из которой будут вычтены налоги. Таким образом, если на одного пациента приходится минимум три сиделки, чтобы выплатить им по полторы тысячи и сделать все необходимые отчисления, их работодатель должен будет получить хотя бы по три тысячи на каждого. Поэтому к таким фирмам голландцы обращаются только в экстренных случаях или при условии, что государство берет на себя часть расходов. Конечно, в Нидерландах всегда слаженно функционировал механизм волонтерства, но и тут возникает проблема: сами волонтеры говорят, что их становится все меньше; кроме того, они тоже стареют.

Хозяин магазинчика, где я часто покупаю сыры, прокомментировал нововведения так: «Мои родители с детства готовили нас с сестрой к тому, что с 18 лет мы будем жить отдельно. А вот когда я изучал сыроделие в Италии, меня часто приглашали в гости, где за столом оказывались четыре поколения. Тогда мне казалось это странным, а сейчас я понимаю, что мы все многое упустили с нашей независимостью. Лучше надеяться на близких, чем на государство».

Текст:  Анна Прийдак