За рубежом. Другой взгляд на мир

Сами по себе

По данным социологов, самый высокий процент традиционалистов проживает в регионах Абруццо, Умбрия (51%) и Молизе (50,9%), брачные узы, как в старые добрые времена, священны в регионах Марке, Базиликата и Апулия. В регионах Трентино — Альто-Адидже, Сардиния и Кампания эти показатели несколько ниже. Ну а итальянские single, число которых выросло за последние 10 лет почти на 40% и подобралось к 7 млн, проживают в основном в крупных городах. 2 млн из них принадлежат к возрастной группе 15-45 лет, 1,7 млн – 45-64 года, 3,3 млн — пожилые люди в возрасте свыше 65 лет. Стремительный рост числа single за последнее десятилетие произошел в основном за счет возрастной группы до 45 лет (66%).

В 2007 году министр экономики и финансов Томмазо Падоа-Скьоппа ввел в обиход презрительный термин bamboccione, окрестив им молодых людей, которые предпочитают жить под родительской крышей, вместо того чтобы обзавестись собственной семьей и обрести независимость. Министра критиковали за лингвистическую вольность, оправдывая пассивную позицию молодых людей объективными сложностями экономического характера: безработицей, дороговизной, отсутствием государственной программы, позволяющей молодежи встать на ноги. Но правоту министра подтверждали и данные британского агентства Economic and Social Research Council, согласно которым 50% итальянских мужчин в возрасте старше 30 лет предпочитают жить с родителями, даже будучи финансово независимыми. Согласно исследованиям пятилетней давности, проведенным национальным институтом статистики Италии Istat, 72,9% мужчин в возрасте от 18 до 39 лет живут в родительском доме, 44,8% из них признались в том, что им нравится жить вместе с родителями, а статистические данные 2013 года свидетельствуют, что один сорокалетний итальянец из четырех живет за счет родительских дотаций.

В прессе поговаривают о том, что Италия переживает антропологический кризис, рушатся старые традиционные ценности и мифы, отнимая у человека ощущение принадлежности к определенной культуре и изолируя его от социума. Впрочем, цифры цифрами, а живые человеческие истории многолики и трудно поддаются обобщению.

Среди single немало амбициозных успешных людей, которые ставят на первое место карьеру и не хотят связывать себя никакими отношениями-ограничителями, заурядных эгоистов, не желающих обременять себя какой бы то ни было ответственностью, бывших традиционалистов, разочарованных и обожженных неудачными отношениями, и просто людей, которые не знают, чего они хотят от этой жизни. (Занятно, что вопрос с легким ироничным подтекстом «Cosa vuoi fare da grande?» — «Чем ты хочешь заниматься, когда вырастешь?» — в Италии часто задают без оглядки на солидный возраст того, кому он адресован.)

Подмостками для их исканий становятся, как правило, мегаполисы с их вечной иллюзией больших возможностей, огромным количеством соблазнов и катастрофической нехваткой времени. Как правило, поиски самих себя затягиваются надолго, single привыкают к такому формату существования и не стремятся его изменить.

Сильвана не принадлежит к числу противников брака, мужененавистниц, феминисток или отъявленных эгоисток. К своему статусу single она пришла осознанно через опыт распавшегося брака и нескольких неудачных попыток построить отношения, не закрепляя их официальной регистрацией. Повзрослев и выбросив из своей головы кучу мусора, которым ее нафаршировывала семья, школа, церковь, она смогла признаться самой себе, что ей гораздо лучше одной. Сильвана не отрицает своей готовности попытать счастья еще раз, если представится такая возможность, но целенаправленными поисками нового спутника жизни заниматься не намерена.
Single не является для Сильваны синонимом эмоционального одиночества, хотя она все чаще в последнее время обращает внимание на одиноких дам разных возрастов, с ожесточением выгуливающих своих собачек, и завсегдатаев модных баров с остекленевшим взглядом рыбки из аквариума.

«Single — это переходная форма существования». Пока Сильвана остановилась на такой формулировке…

Ирина Будзивула, Фьюджи, Италия