В древности в странах Средиземноморья и Ближнего Востока вино считалось даром богов, ему поклонялись, использовали в священных обрядах, без него не обходилась ни одна трапеза. Древние греки и римляне предпочитали крепкое вино с добавлением смол, пряностей, трав и меда. Вино выдерживалось несколько лет в запечатанных амфорах и было таким густым и насыщенным, что его приходилось разбавлять водой. Так что сентенция “неразбавленное вино пьют только варвары” в наше время слегка устарела.
В средневековой Европе главными виноделами были монахи, которые фактически заново возродили виноградники после варварских “прогулок”. В то время спорить о том, вредно вино или полезно, никому и в голову не приходило: пить воду было просто-напросто опасно (кроме, разве что, дождевой). Хлебнув из зараженного смертоносными бактериями источника, можно было подхватить чуму или холеру, ну или как минимум кишечную инфекцию. Вино пили так, вином обеззараживали воду (возбудитель холеры гибнет в воде, если в нее хотя бы на треть добавить вина). В средневековых тюрьмах и монастырях считалось особо жестоким наказанием изъять из рациона провинившегося вино и посадить на хлеб и воду – нарушитель порядка сильно рисковал не дожить до свободы.
“Истина в вине!” – провозгласили древние. “Зато здоровье – в воде”, – ворчат нудные трезвенники. Очевидно, они забыли слова средневекового врачевателя Парацельса: “Все есть яд, все есть лекарство; то и другое определяет доза”. К вину это правило подходит как нельзя лучше: в малых дозах оно бесценно, в больших – опасно, как и многое другое в нашей жизни. Кстати, попробуйте разом выпить пару литров апельсинового сока – здоровья вам это не прибавит.
Гиппократ рекомендовал вино как средство от бессонницы и неврозов, а современные врачи считают, что люди, умеренно его пьющие, имеют более крепкое здоровье и живут дольше, чем те, кто не пьет его вовсе. Известен так называемый “французский феномен”: французы (а также испанцы, итальянцы и прочие жители Средиземноморья), в рационе которых много жирной “холестериновой” пищи, меньше страдают от сердечно-сосудистых проблем, чем жители Северной Европы. А все потому, что регулярно пьют вино. Это открытие, к слову, так поразило датчан, что они в последние 15 лет только и занимаются тем, что усиленно экспортируют вино и его пьют. И что бы вы думали? Количество сердечных заболеваний в Дании снизилось за это время в три раза!
Так что вино (все помнят про умеренность?) лечит и предупреждает множество болезней. Кроме алкоголизма, конечно.
Раньше считали, что Франция – единственное место, где умеют делать настоящее вино. Ну когда-то так оно и было, однако сейчас у французов много конкурентов. Отличные вина производят в Италии, Испании, Швейцарии, Германии, Калифорнии, Австралии, Чили, Аргентине, ЮАР, Новой Зеландии и Израиле. Мой объехавший полмира испанский друг Санчес, например, точно знает, что самое лучшее в мире вино делают у него на родине, и спорить с ним бесполезно. Швейцарцы на 100% уверены в исключительности своего вина, поэтому его почти не экспортируют – боятся, что самим не хватит. Чилийцы же считают, что только они производят настоящее… французское вино. В середине XIX века Франция получила “в подарок” из Северной Америки филлоксеру – почти все виноградники погибли. И только в Чили сохранилась французская лоза, завезенная туда незадолго до этого. Что такого волшебного в почве и климате Чили – непонятно, но виноградная лоза там не болеет ничем и никогда. Так что теперь эта страна – обладатель почетного звания хранителя генофонда французской виноградной лозы.
Выращивали и продолжают выращивать виноград и у нас, на Кубани, но только подход к виноделию по принципу “количество в ущерб качеству” надолго убрал кубанские вина из списка конкурентоспособных.
Несколько лет назад компания “Шато Гранд Восток” стала возделывать на Кубани виноградники по французским технологиям, пригласив главным виноделом и виноградарем Франка Дюсенера из Бордо. Месье Дюсенер, в свою очередь, договорился о совместной работе со своими французскими друзьями-виноделами, и через некоторое время на российском рынке появилось вино, не уступающее по качеству многим винам Нового Света – Chateau le Grand Vostock. Французские виноделы вообще известны тем, что не боятся экспериментировать, открывать новые винные провинции и создавать новые сорта. Месье Дюсенер уверен: с такими землей и климатом хороший продукт здесь делать можно и нужно, вопрос в другом – как привить россиянам вкус к вину?
Что мы знаем о вине?
Российский рынок завален продукцией, которая, как бы это помягче выразиться, к вину не имеет никакого отношения. То есть в буквальном смысле слова: ни одна виноградина не пострадала при изготовлении напитка, который продается как вино, а в действительности является смесью из воды, спирта, лимонной кислоты, сахара, красителя и ароматизаторов, идентичных натуральным. Еще у нас много “вина”, изготовленного из концентрированного виноградного сока – напиток малополезный и не вкусный.
Почему-то многие думают, что сухие, полусухие и полусладкие вина – почти что одно и то же. Вообще-то в мире вина делятся на сухие и сладкие, а все остальное – российский эксклюзив. Сладкие вина стоят довольно дорого, потому что для них нужен очень сладкий виноград, который получить не так-то просто. То, что у нас продается под видом полусухого-полусладкого – все тот же суррогат, сделанный из концентрата с добавлением сахара. Кстати, виноград “Изабелла”, из которого в России делается столь популярное одноименное вино, в Европе запрещен, так как при брожении этого сорта ягод в вине образуется ядовитый для человеческого организма метанол.
Правило №1 и все остальные
При выборе вина к обеду лучше руководствоваться одним простым правилом: вкус вина должен дополнять вкус еды, а не перебивать его. Расхожее “к красному мясу – красное, к белому мясу и рыбе – белое” верно, но не всегда. Никто не спорит: под бифштекс хорошо идет зрелое красное вино, а рыбу лучше запивать сухим белым. Однако лосось прекрасно сочетается и с красным вином, а к домашней птице подойдет как шардоне, так и каберне совиньон.
И еще. Если вы использовали вино для приготовления еды, то в бокал лучше налить его же или что-то похожее. К национальному блюду лучше выбирать вино той же страны. Согласитесь, приготовив мясо по-бургундски, вполне естественно запить его бургундским, а итальянская паста с мидиями отлично идет под итальянское белое. Исходя из этого, можно предположить, что к восточной кухне вино не подходит вовсе и индийские пряные блюда или японские суши лучше запивать зеленым чаем или пивом. В этих блюдах слишком много приправ и специй, которые напрочь убьют вкус любого вина. Например, в рис для роллов и суши добавляется уксус мирин, а уж если вы макаете суши в смесь соевого соуса и васаби – о каком вине вообще может идти речь…
Ну а если вам хочется просто выпить сухого вина, то ничего лучше пресного крекера или галеты в качестве закуски не придумаешь.