Плюсы такого неожиданного поворота были мне понятны: новая, взрослая жизнь, полная ответственность за свои поступки и главное – “английское образование”. Естественно, видел я и негативные стороны всей этой затеи: мне не хотелось потерять друзей, Англия находилась слишком далеко, и у меня не было ни малейшего представления о том, что меня ждет.
А что, собственно, ждет?
Для того чтобы получить образование в Великобритании, необходимо подыскать школу, в которой ученик мог бы получить А-level, то есть среднее английское образование, дающее возможность подать полученные оценки в университеты. Здесь существует два варианта – положиться на себя или довериться профессионалам. Я выбрал второй путь и попал в очень хорошую, небольшую фирму, которая как раз и занималась тем, что подбирала подходящие школы для учеников. Мне нужна была английская школа с хорошими академическими результатами (списки публикуются ежегодно в газете The Times). Еще лично для меня было важно, чтобы в школе был бассейн и команда по плаванию, так как будучи уже тогда кандидатом в мастера спорта, я очень хотел выступать за школу. И было бы лучше, если бы школа была не в самом Лондоне – запаха большого города мне в жизни хватало сполна.
Агентство предложило мне на выбор три школы, для поступления в которые надо было сдать вступительные экзамены и пройти собеседования. Понадеявшись на свой уровень образования, я готовил с преподавателем лишь ответы на возможные вопросы учителей. В какой-то мере я оказался прав. Математика была несложной, но важно было не забывать, что, например, две целые пять десятых записывается как два точка пять, а не два запятая пять. Значение многих слов приходилось понимать по ходу самого экзамена. Остальные экзамены определяли не столько уровень образования, сколько умение мыслить и выражать свои идеи на бумаге. К примеру, тест по географии включал в себя вопросы об Олимпийских играх в Лондоне и возможных методах сохранения окружающей среды в городе. Первые собеседования в те дни казались мне истинным мучением, многие ответы я просто заучивал наизусть.
Судьба распорядилась так, чтобы я поступил в Stowe School – старинную школу, которая находится в часе езды от Лондона. Экзамены прошли отнюдь не гладко, и приглашали меня не с распростертыми объятиями, но надеялись, что хотя бы плавать за школу я смогу. Экзамены очень хорошо показали, что система образования на Западе построена совсем на других принципах, и, чтобы добиваться поставленных целей, надо понимать эти методы и стандарты. Закупив учебников по выбранным предметам, я провел летние месяцы после одиннадцатого класса за зубрежкой. Тогда я ответил себе на вопрос, чего же я хочу на самом деле – учиться, учиться и еще раз учиться.
Как это принято
Во всех частных школах Великобритании есть общежития, и большинство учеников живет именно в них. Родители предпочитают отправлять детей в такие школы с раннего возраста, во многом потому что школа берет на себя обязательства не только научить детей, но и воспитать их. Моральные ценности закладывает в человеке семья, а вот формирование личности в социальном плане происходит в школе. Есть колледжи, в которых больше десяти выпускников становились премьер-министрами Великобритании, и в обязанности учителей этих школ входит воспитание людей, достойных управлять страной. Здесь ошибок и оплошностей быть не может. И надо сказать, получается у них это очень неплохо, ведь в распоряжении учителей – веками выработанная система «кнута и пряника», традиции, о которых слагаются легенды.
Пожалуй, строжайшая дисциплина – главное отличие “элитных” британских школ от школ в России и, может быть, во всем мире. За курение в такой английской школе почти наверняка выгонят, даже без предупреждений; за плохое поведение придется расплачиваться вечерней работой. Все ученики ходят в костюмах, и есть пункт туалета, который нарушать нельзя никому – застегнутая верхняя пуговица рубашки. Учителя не поленятся и напомнят вам, что она должна быть застегнута. И не просто напомнят, а остановятся, подождут, пока вы ее застегнете, и только потом продолжат свой путь. Еще могут попросить снять разноцветный шарф и надеть пиджак, если вы несете его через плечо. В школьной форме не должно быть никакой расхлябанности и неопрятности. Девочек просят не распускать волосы, а мальчики должны всегда быть аккуратно выбритыми. Надо заметить, костюмы, да и вообще вся эта система жестких правил очень сильно организует и заставляет работать. В костюме нельзя “прилечь” на парту, и все движения становятся более сдержанными. Обращение к мужчине-преподавателю начинается со слова «Sir», и это сразу лишает возможности сказать что-то неуважительное.
Учиться и учиться
A-level – это школьное образование, которое дает ученику возможность поступить в любой вуз в Англии. Программа длится два года: AS и A2, в течение первого года ученикам дается возможность выбрать четыре предмета, на второй год оставить только три. Оценки ставятся в процентах, и наивысшим баллом является А, то есть любой результат выше 80%. Далее каждая следующая оценка – в алфавитном порядке через каждые десять процентов – например, чтобы получить В, достаточно набрать 70% и так далее. Уже на этом уровне предметы определяют дальнейшую специализацию. Мой набор предметов был такой: математика, высшая математика, география и бизнес, и я мог рассчитывать на поступление в вуз, ориентированный на эти предметы.
Образовательный процесс в английской школе сильно отличается от нашего. Большую роль играет желание самого ученика учиться и узнавать что-то новое. Для этого ему даны все возможности: образовательные сайты по всем предметам, библиотеки, вечерние дополнительные занятия. На уроках часто используются презентации, это экономит время урока, так как не надо переписывать с доски, а можно просто слушать и делать пометки на полях. Ученики тоже часто готовят свои презентации, и это помогает не только лучше запоминать материал, но и научиться выступать перед публикой.
Программа по каждому предмету в Англии прописана очень четко, включая все возможные темы и критерии оценок. В любой момент можно получить свою проверенную экзаменационную работу и оспорить результат. И все-таки учителям часто хочется дать ученикам что-нибудь, что выходит за рамки основного курса. Для этого существуют кружки по многим предметам, и посещение этих кружков часто помогает при поступлении в университет, так как здесь большую роль играет то, есть ли у ученика более глубокие знания в этой области, чем те, которые входят в школьную программу.
Спасибо зарядке
Самый простой способ заставить британских учителей и одноклассников сразу отнестись к тебе с уважением – проявить успехи в спорте. Мой близкий друг Георгий сразу же поразил всех своей игрой в баскетбол, и многие учителя начали узнавать нас и уважать именно благодаря спортивным успехам. Занятия спортом имеют здесь огромное значение, и после уроков все ученики идут в спортивные секции. В школах есть команды по многим видам спорта: регби, теннис, плавание, водное поло и многие другие. У меня тренировки по плаванию были каждый день по несколько часов. Перед важными соревнованиями тренировки учащались, и мы плавали даже по утрам. В понедельник первый урок часто начинался с обсуждения последних результатов спортивных соревнований. Интересно, что сами учителя иногда одновременно выступают и в роли тренеров. Например, наш учитель по географии, закончивший Кембридж, играл во втором составе молодежной сборной Англии.
Если бы одним предложением надо было охарактеризовать английское образование, то уместно было бы латинское выражение «в здоровом теле здоровый дух». Одних оценок недостаточно, чтобы поступить в престижный вуз, приемные комиссии рассматривают любого кандидата как целостную личность.
О том, как поступить в британский вуз, читайте в следующем номере “За рубежом”.
Текст: Алексей Грабарник