Южнокорейская авиакомпания Korean Air разрешила своим бортпроводникам применять электрошокеры для усмирения агрессивных пассажиров.
Ранее сотрудникам компании выдавали электрошокеры, но разрешали применять их только в случае самой крайней необходимости. Теперь эти правила существенно расширены. Персонал Korean Air сможет применять электрошокеры при любом проявлении агрессии со стороны пассажиров. Кроме того, бортпроводников отправят на специальные курсы, где научат обращаться с шокерами.
Такое решение было принято после инцидента, который произошел 19 декабря этого года в самолете, направлявшемся из Ханоя в Сеул. Тогда некий мужчина стал бросаться на других пассажиров и грозился прорваться в кабину пилота, однако в итоге был скручен летевшим этим рейсом американским певцом Ричардом Максом. После приземления дебошира арестовали, однако история получила продолжение. Макс открыто пожаловался на бездействие бортпроводников, написав у себя в соцсетях, что сотрудники Korean Air были слишком плохо экипированы и обучены для того, чтобы справиться с агрессивным гражданином без его помощи. Жена певца тоже раскритиковала бортпроводников, отметив, что у них были электрошокеры, но они не знали, как ими пользоваться, и «выглядели растерянными и беспомощными». Впоследствии руководство авиакомпании принесло извинения всем пассажирам рейса и пообещало обучить бортпроводников пользоваться электрошокерами в самое ближайшее время.
Пользуясь случаем, «За рубежом» вспомнил самые необычные меры, которые разрешено применять проводникам в отношении агрессивных пассажиров в других странах мира.
Великобритания: «красная карточка»
В отличие от Южной Кореи, в Великобритании бортпроводникам до сих пор запрещено применять какое-либо оружие и физическую силу к нарушителям порядка. Единственное, что может сделать персонал, если дебошир отказывается успокоиться – это показать ему «красную карточку», на которой написано: «Если вы продолжите вести себя таким образом, мы при первой возможности посадим самолет и вызовем полицию». После этого, согласно инструкции, бортпроводник должен подробно записать в специально предусмотренную для таких случаев книгу все происходящее на борту.
Максимальное наказание, предусмотренное Аэронавигационным кодексом за дебоши на борту, составляет два года лишения свободы и штраф в размере до 3,4 тыс. фунтов стерлингов (4 тыс. евро) и/или тюремное заключение до 6 месяцев.
13 декабря этого года завершился суд над пассажиром, устроившим в августе дебош на борту самолета, следовавшего из Великобритании в Турцию. 35-летний Тозиф Куреши был признан виновным в воспрепятствовании работе бортпроводников и приговорен к четырем месяцам тюрьмы. Как выяснилось во время суда, мужчина напился и стал угрожать и оскорблять стюардессу за то, что она не принесла ему вина, а затем стал кричать на других пассажиров. После того как нарушитель проигнорировал «красную карточку» от старшего бортпроводника, экипаж решил не рисковать и совершил вынужденную посадку в Будапеште.
Австралия: заблокировать и немедленно высадить
Примерно такой же политики придерживаются и в Австралии: там также запрещено применять какую-либо физическую силу к нарушителям, однако разрешается их максимально изолировать (буквально закрыть своим телом) от других пассажиров и от самых опасных мест в салоне и немедленно попросить пилота посадить самолет.
В июле этого года самолет авиакомпании Jetstar, следовавший из Сиднея в Таиланд, был перенаправлен в Индонезию, чтобы высадить шестерых хулиганов. Как выяснилось, бортпроводники попытались оградить шумную компанию молодых людей от других пассажиров, а затем сообщили о происшествии пилоту, который решил посадить борт на Бали. Комментируя этот случай, бортпроводники заявили, что прежде всего заботились о безопасности пассажиров и сделали все возможное, чтобы защитить их от «разрушительного поведения» со стороны агрессивно настроенных молодых людей.
Италия: переговоры и помощь пассажиров
Итальянские меры борьбы с правонарушителями считаются самыми мягкими в Европе. Бортпроводникам не разрешается оскорблять, применять какое-либо оружие или физическую силу в отношении нарушителей. Единственное, что может сделать в такой ситуации персонал, — вести с хулиганом переговоры, во время которых разрешается напомнить о наказании в случае агрессивного поведения. Кроме того, бортпроводникам разрешается попросить помощи у других пассажиров. Так, за мелкую драку на борту пассажиру может грозить до полугода лишения свободы или штраф до 300 евро, в случае нанесения тяжких телесных повреждений – лишение свободны сроком от трех месяцев до трех лет.
Один из бортпроводников итальянской авиакомпании Alitalia в развернутом интервью интернет-изданию Chi, опубликованном в ноябре этого года, рассказал, что благодаря его «таланту переговорщика», а также терпению и находчивости только за последний год ему удалось усмирить более 20 буйных пассажиров.
Франция: до 10 лет тюрьмы
Бортпроводникам французских авиакомпаний в самых крайних случаях и при условии, что мирные попытки утихомирить нарушителя не увенчались успехом, разрешается связывать дебошира и применять к нему физическую силу. Кроме того, если при посадке бортпроводникам показалось, что пассажир настроен агрессивно и неадекватно, они имеют право попросить его покинуть борт и вызвать охрану.
Что же касается наказания, то оно довольно серьезное. В случае нарушения спокойствия на борту буйному пассажиру грозит штраф до 150 тыс. евро, а за драки и угрозы можно получить до 10 лет лишения свободы.
В начале этого года для персонала французской авиакомпании Air France даже открыли специальные курсы, на которых бортпроводников учат приемам самообороны, а также рассказывают о признаках, по котором можно определить психически неуравновешенных пассажиров.
Россия: плед, ремни, наручники
В России уверены, что к неадекватно ведущим себя пассажирам можно и нужно применять физическую силу. На сегодняшний день бортпроводникам разрешается связывать дебоширов пледом, однако вполне возможно, что в ближайшем будущем им разрешат применять специальные ремни и пластиковые наручники. Именно с такой просьбой к президенту Владимиру Путину обратился в конце сентября этого года глава «Аэрофлота» Виталий Савельев.
«Я поддержу ваше предложение, давно пора было это сделать», — заявил в ответ Путин.
Кроме того, Савельев высказал мнение о том, что необходимо увеличить штраф за нарушения на борту до 500 тыс. руб. и ввести за дебоши уголовную ответственность.
Самым строгим наказанием дебошира на борту в России можно считать тюремный срок Сергея Кабалова, который в 2013 году сначала пытался покурить, а потом подрался с бортпроводником и пытался ворваться в кабину пилота в самолете авиакомпании «Когалымавиа«, направлявшемся из Саратова в Египет. С отдыха в Египте пассажир не вернулся и спрятался в Белоруссии, откуда его выдали России, поскольку против него завели дело за попытку угона воздушного судна. В итоге Кабалов был приговорен Мособлсудом к трем с половиной годам колонии строгого режима и выплате штрафа в размере 420 тыс. руб. стюарду, пострадавшему от побоев. Впоследствии Верховный суд РФ смягчил наказание до года и восьми месяцев.