В октябре 2015 года Японию потрясло самоубийство 24-летней девушки. Сотрудница одной из крупнейших рекламных компаний в Японии Дэнцу Мацури Такахаси разбилась насмерть, выпрыгнув из окна своей квартиры, расположенной на четвертом этаже. В результате расследования выяснилось, что она регулярно работала сверхурочно, при этом, по словам адвоката ее семьи, работодатель постоянно оказывал на девушку давление, заставляя занижать в отчетах данные о сверхурочной работе.
В сентябре этого года официальной причиной смерти Такахаси признали переутомление на работе. Для обозначения таких случаев в Японии существует специальный термин — кароси. Япония — одна из немногих стран, в которой собирается специальная статистика по кароси.
Что такое кароси
Кароси условно разделяют на два типа: самоубийство по причине психического переутомления и смерть от сердечных или сосудистых заболеваний. Согласно японскому трудовому законодательству, в стране действует 40-часовая трудовая неделя, а за нарушение трудовых норм полагается штраф в размере до 300 тыс. иен ($2,8 тыс.). Что же касается кароси, то в каждом признанном случае смерти от переутомления семья погибшего получает от государства компенсацию в размере около $20 тыс. в год и выплаты от работодателя, которые в зависимости от обстоятельств дела могут достигать $1,6 млн.
Но компании все же находят лазейки, чтобы обойти закон: к примеру, между руководством и сотрудником может быть заключено соглашение, которое позволит превышать эти лимиты до 70 часов в неделю.
Между тем, согласно данным исследования, проведенного в 2008 году Национальным институтом безопасности и гигиены труда Японии, от 60 до 80 часов сверхурочной работы в месяц в два раза увеличивает риск возникновения психических расстройств и сердечно-сосудистых заболеваний. По какой-то причине, несмотря на все предостережения ученых, правительство до недавнего времени не предпринимало никаких мер по предотвращению кароси.
Однако после самоубийства Такахаси министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии провело масштабное расследование в более 70 компаниях, подозреваемых в нарушении трудового законодательства. В результате которой выяснилось, что в 2015 году было зафиксировано 96 случаев самоубийств по причине психический расстройств, вызванных переработкой, более 100 случаев смертей от инсульта или сердечно-сосудистых заболеваний из-за переутомления. Кроме того, 23% всех опрошенных сотрудников компания признались, что регулярно работают сверхурочно.
После этой проверки в министерстве обещали обнародовать имена компаний, которые стали объектами проверок из-за гибели сотрудников, и разработать для компаний новые нормативы по продолжительности рабочего дня. По информации The Japan Times, новые меры вступят в силу уже в январе будущего года, а более масштабные проверки можно ожидать в марте 2017 года.
Пока же новые меры еще не вступили в силу, мы решили вспомнить самые громкие случаи кароси в Японии.
Случаи кароси
Впервые случай внезапной смерти от переутомления на работе был зафиксирован в 1969 году у 29-летнего сотрудника японской газетной компании. В 1980-х от переутомления скончались несколько высокопоставленных японских чиновников, после чего СМИ стали регулярно сообщать о подобных случаях. В 1987 году правительство Японии официально признало факт существования кароси, а Министерство труда Японии стало вести статистику смертей, связанных с этим явлением.
В 2000 году от переутомления умер премьер-министр Японии Кэйдзо Обути, который за 20 месяцев пребывания на своем посту имел всего три выходных дня и трудился по 12 часов в сутки. А в 2002 году от постоянных переработок в возрасте 30 лет скончался один из инженеров Toyota Motor Corp Кеничи Ючино. По словам его коллег, молодой мужчина «буквально упал от изнеможения на рабочем месте». Как выяснилось позже, Кеничи перерабатывал более 80 часов ежемесячно в течение полугода, а в последний месяц работал сверхурочно 114 часов. Семья погибшего подала в суд на компанию Toyota и выиграла дело, получив денежную компенсацию (сумма неизвестна). После этого случая руководство Toyota публично признала факт смерти от сверхурочной работы и заявила о намерении усилить контроль за здоровьем своих сотрудников.
Но уже в 2007 году ситуация повторилась. Один из ведущих конструкторов компании, 45-летний Микио Мидзуно, работавший над созданием гибридной версии седана Camry, умер от остановки сердца, которая произошла в результате постоянных перегрузок.
Как выяснилось в результате расследования, которое провела комиссия Комитета по труду Японии, мужчина работал сверхурочно более 80 часов в месяц, а также регулярно трудился ночью и в выходные дни и часто летал в командировки за границу. Семья погибшего получила компенсацию, а японские СМИ опубликовали ужасающую статистику, согласно которой смертность от переработок в стране постоянно растет: так, в 2007 году официально признано 147 случаев смерти от усталости из 303 заявленных семьями погибших, а в 2015 году этот показатель превысил 300 человек.