За рубежом. Другой взгляд на мир

Мимо кассы: культовые фильмы, провалившиеся в прокате

Восьмой фильм Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка», вышедший на экраны 25 декабря прошлого года, провалился в прокате, собрав $61 млн при общем бюджете фильма $65 млн. Среди причин провала упоминаются последние высказывания Тарантино, утечка фильма в интернет и премьера картины «Звездные войны: Пробуждение Силы».
Однако плохие сборы не мешают настоящему кино со временем приобретать культовый статус. «За рубежом» вспомнил несколько характерных примеров.

«Бойцовский клуб» (1999 год)


Несмотря на то что фильм, снятый по роману Чака Паланика, стал самой обсуждаемой кинокартиной 1999 года, в американском прокате он провалился, собрав лишь $37 млн против вложенных в него $63 млн.
Однако впоследствии «Бойцовский клуб» все же завоевал сердца зрителей по всему миру, а через 10 лет после премьеры и вовсе был назван газетой The New York Times «культовым фильмом нашего времени».

«Побег из Шоушенка» (1994)


Знаменитый фильм, снятый Фрэнком Дарабонтом по мотивам повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», при 25-миллионном бюджете собрал только $28,3 млн, что фактически означало провал.

От забвения картину спасла любовь зрителей и семь номинаций на премию «Оскар». На сегодняшний день «Побег из Шоушенка» занимает первое место в списке 250 лучших фильмов по версии Wall Street Journal.

«Бегущий по лезвию» (1982)


Картина режиссера Ридли Скотта по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?», впоследствии названная лучшим научно-фантастическим фильмом в истории, также поначалу разочаровала продюсеров. Ее сборы за первый уик-энд составили всего $6,15 млн, а всего фильм заработал $27,5 млн.
Позднее «Бегущий» все же окупил свой 28-миллионный бюджет за счет домашнего просмотра и по версии британской газеты Guardian стал «самым вдохновляющим фантастическим фильмом века».

«Шоугёлз» (1995)

kinopoisk.ru

Фильм Пола Верховена о непростой судьбе стриптизерши поначалу был резко негативно воспринят и публикой, и критиками. Картина не только провалилась в прокате, собрав всего $20 млн при бюджете $45 млн, но и получила семь наград «Золотая малина». Более того, «Шоугелз» называли худшим фильмом 1990-х годов.
Признание к этой работе Верховена пришло лишь спустя 10 лет после премьеры: фильм стал хитом американского видеопроката и был назван «одним из самых эротичных и культовых фильмов в истории» по версии Wall Street Journal.

«Большой Лебовски» (1998)


Комедия, снятая по мотивам книги Рэймонда Чандлера «Глубокий сон» об обычном человеке, которого по ошибке принимают за миллионера-однофамильца, не только провалилась в прокате, собрав $17 млн при бюджете $15 млн, но и была названа критиками худшей работой братьев Коэн.

Однако вскоре все изменилось: уже спустя три года после премьеры посетители сайта IMDb провозгласили «Большого Лебовски» «первым культовым фильмом эпохи интернета». У картины несколько десятков фан-клубов в Сети, энтузиасты ежегодно проводят фестиваль имени Лебовски, и существует целое философское учение, основанное на воззрениях главного героя коэновского шедевра.