За рубежом. Другой взгляд на мир

Больше ада: шокирующие перформансы современных художников

Ухо, имплантированное в руку, обжаренные гениталии, роды в галерее — «За рубежом» вспомнил наиболее яркие художественные акции последних десятилетий.

Дерьмо художника

В мае 1961 года итальянский художник Пьеро Мандзони собрал собственные фекалии в 90 пронумерованных консервных баночек, в каждой из которых содержалось по 30 граммов, написал на них «Стопроцентное натуральное дерьмо художника» на четырех языках и продал их по цене, аналогичной цене золота той же массы. Почти полвека спустя, 23 мая 2007 года, одна из тех баночек была продан на аукционе «Сотбис» за 124 тыс. евро. Сам Мандзони заявил: «Всем этим буржуазным свиньям нравится только дерьмо».

Делайте что хотите


Один из самых известных перформансов легендарной сербской художницы Марины Абрамович, «Ритм 0», состоялся в 1974 году. Марина неподвижно стояла в неаполитанской «Студио Морра», разложив на столе перед собой 72 предмета — среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном, — которыми посетители могли пользоваться по своему усмотрению. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать ее телом без каких-либо ограничений. В итоге люди, преодолев первоначальное чувство неловкости, активно включились в перформанс: с нее срезали одежду, затем кто-то надрезал ей горло, чтобы попробовать ее крови, кто-то прикасался к ее интимным местам. Когда к голове Абрамович приставили тот самый пистолет, часть публики стала защищать художницу и вступила в конфликт с более агрессивной частью. Когда шесть часов, отведенные на перформанс, истекли, Марина зашевелилась, и публика разбежалась. «Я хотела показать, как быстро человек может вернуться в пещерное состояние, если дать ему волю», — подвела итог акции Абрамович.

Лицо под нож


Французская художница Мирей Порт, известная под псевдонимом Орлан, в середине девяностых подвергла себя нескольким пластическим операциям во имя искусства. В рамках акции «Реинкарнация святой Орлан» художница изменила свое лицо в соответствии со стандартами, заданными шедеврами мировой живописи: лоб от Моны Лизы, подбородок от боттичеллиевской Венеры и т. д. Целью художницы было показать, как индивидуальность растворяется в образе, соответствующем коллективным представлениям о красоте.

Ухо в руке

Киприото-австралийский художник Стеларк (ранее известный как Стелиос Аркадиу) в 2007 году хирургическим путем вживил себе в левую руку дополнительную ушную раковину. Для того чтобы выполнить операцию по имплантации, Стеларку пришлось ждать несколько лет – орган выращивали искусственно из тканей художника по слепку, сделанному с его уха.

Сейчас акционист, одержимый идеями деконструкции эволюционного пути развития человека и усовершенствования тела в соответствии с техническим прогрессом, ищет финансирование для последнего этапа проекта: третье ухо необходимо оборудовать микрофоном и модулем Wi-Fi, чтобы то, что слышит Стеларк, мог услышать любой.

Навстречу выборам

В 2008 г. члены российской арт-группы «Война» устроили перформанс «Е…ь за наследника Медвежонка»: три семейные пары (в том числе будущая участница панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова) занимались сексом в помещении Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева. Процесс фиксировался на камеру. Перформанс был приурочен к выборам президента России, на которых впоследствии победил Дмитрий Медведев. Спустя два года в рамках очередной акции, проведенной в одном из санкт-петербургских супермаркетов, участница арт-группы поместила себе во влагалище тушку курицы.

Камера в затылке

В 2010 году иракский художник и по совместительству профессор Нью-Йоркского университета Вафа Билал вживил камеру себе в затылок. Камера держалась на трех специальных стержнях, которые крепились к трем титановым пластинам, установленным под кожей. Билал планировал, что камера в затылке будет делать по одному снимку каждую минуту в течение года.

Однако спустя месяц от камеры пришлось избавиться: тело Билала отторгло один из элементов имплантата, и художник испытывал постоянную боль в затылке.

Роды как искусство

В 2011 г. американская художница Марни Котак в рамках акции «Рождение малыша X.» родила мальчика на глазах у посетителей бруклинской галереи The Microsope. Роды проходили в надувном бассейне, наполненном водой и установленном посреди комнаты-инсталляции. За этот перформанс авторитетный арт-ресурс BLOUIN ARTINFO включил художницу в число «женщин, которые потрясли мир искусства» в 2011 г.

Живопись падающими яйцами

В 2014 году на ярмарке Art Cologne швейцарская художница Мило Муаре создала картину, используя собственное влагалище и куриные яйца. Свой перформанс она назвала «Живопись падающими яйцами» (PlopEgg Painting). Муаре поднялась на возвышение и «снесла» из влагалища на большой лист белой бумаги несколько яиц, наполненных акриловой краской. Затем художница сложила бумагу пополам, чтобы получить симметричное изображение, напоминающее матку. По словам Муаре, ее работа стала воплощением «свободной и творческой силы женственности».

Вагинальная вязальщица

Австралийку Кейси Дженкинс журналисты назвали «вагинальной вязальщицей». В 2013 году Кейси 28 дней вязала, используя нить из клубка, размещенного у нее во влагалище. «Если вы хорошенько посмотрите на вульву, то увидите, что это просто часть тела. В ней нет ничего пугающего или шокирующего, оттуда никто не вылезет и не сожрет вас», — прокомментировала художница свой перформанс.

Прибитый к площади

Художник из Санкт-Петербурга Петр Павленский в ноябре 2013 г. провел акцию, приуроченную ко Дню сотрудника органов внутренних дел. Он пришел на Красную площадь, разделся и прибил свою мошонку гвоздем к брусчатке. Прибывшие на место происшествия полицейские накрыли художника простыней, вытащили гвоздь и задержали акциониста.

Свою акцию Павленский назвал «Фиксация» и прокомментировал ее так: «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлевской брусчатке яйца, — метафора апатии, политический индифферентности и фатализма современного российского общества».

Широкую известность Павленский приобрел в 2012 году, когда устроил акцию «Шов»: зашив себе рот суровой ниткой, художник стоял в одиночном пикете у Казанского собора в защиту группы Pussy Riot. А за несколько месяцев до «Фиксации» Павленский провел акцию протеста против репрессивной политики российской власти под названием «Туша»: обернутого в колючую проволоку художника ассистенты положили перед зданием Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Долой неравенство!

В 2012 г. японский художник Мао Сугияма через твиттер предложил желающим за 100 тыс. иен (примерно $830) отведать блюдо из его собственных половых органов. За два месяца до намеченной даты Сугияма хирургическим путем удалил себе пенис и мошонку и заморозил их. В итоге ему пришлось устраивать настоящий банкет для пятерых гурманов, каждый из которых скинулся по $250 (таким образом, художник в общей сложности получил $1250), и 70 зрителей. Любителям неординарных кулинарных ощущений были поданы обжаренные гениталии Сугиямы с шампиньонами и петрушкой, сочувствующим же был предоставлен выбор между телятиной и крокодильим мясом.

До этой акции, прославившей художника на весь мир, он удалил себе соски. Главной целью Сугиямы было привлечение внимания общественности к проблеме гендерного неравенства.