Ухо, имплантированное в руку, обжаренные гениталии, роды в галерее — «За рубежом» вспомнил наиболее яркие художественные акции последних десятилетий.
Дерьмо художника
В мае 1961 года итальянский художник Пьеро Мандзони собрал собственные фекалии в 90 пронумерованных консервных баночек, в каждой из которых содержалось по 30 граммов, написал на них «Стопроцентное натуральное дерьмо художника» на четырех языках и продал их по цене, аналогичной цене золота той же массы. Почти полвека спустя, 23 мая 2007 года, одна из тех баночек была продан на аукционе «Сотбис» за 124 тыс. евро. Сам Мандзони заявил: «Всем этим буржуазным свиньям нравится только дерьмо».
Делайте что хотите
Один из самых известных перформансов легендарной сербской художницы Марины Абрамович, «Ритм 0», состоялся в 1974 году. Марина неподвижно стояла в неаполитанской «Студио Морра», разложив на столе перед собой 72 предмета — среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном, — которыми посетители могли пользоваться по своему усмотрению. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать ее телом без каких-либо ограничений. В итоге люди, преодолев первоначальное чувство неловкости, активно включились в перформанс: с нее срезали одежду, затем кто-то надрезал ей горло, чтобы попробовать ее крови, кто-то прикасался к ее интимным местам. Когда к голове Абрамович приставили тот самый пистолет, часть публики стала защищать художницу и вступила в конфликт с более агрессивной частью. Когда шесть часов, отведенные на перформанс, истекли, Марина зашевелилась, и публика разбежалась. «Я хотела показать, как быстро человек может вернуться в пещерное состояние, если дать ему волю», — подвела итог акции Абрамович.
Лицо под нож
Французская художница Мирей Порт, известная под псевдонимом Орлан, в середине девяностых подвергла себя нескольким пластическим операциям во имя искусства. В рамках акции «Реинкарнация святой Орлан» художница изменила свое лицо в соответствии со стандартами, заданными шедеврами мировой живописи: лоб от Моны Лизы, подбородок от боттичеллиевской Венеры и т. д. Целью художницы было показать, как индивидуальность растворяется в образе, соответствующем коллективным представлениям о красоте.
Ухо в руке
Сейчас акционист, одержимый идеями деконструкции эволюционного пути развития человека и усовершенствования тела в соответствии с техническим прогрессом, ищет финансирование для последнего этапа проекта: третье ухо необходимо оборудовать микрофоном и модулем Wi-Fi, чтобы то, что слышит Стеларк, мог услышать любой.
Навстречу выборам
Камера в затылке
Однако спустя месяц от камеры пришлось избавиться: тело Билала отторгло один из элементов имплантата, и художник испытывал постоянную боль в затылке.
Роды как искусство
В 2011 г. американская художница Марни Котак в рамках акции «Рождение малыша X.» родила мальчика на глазах у посетителей бруклинской галереи The Microsope. Роды проходили в надувном бассейне, наполненном водой и установленном посреди комнаты-инсталляции. За этот перформанс авторитетный арт-ресурс BLOUIN ARTINFO включил художницу в число «женщин, которые потрясли мир искусства» в 2011 г.
Живопись падающими яйцами
Вагинальная вязальщица
Австралийку Кейси Дженкинс журналисты назвали «вагинальной вязальщицей». В 2013 году Кейси 28 дней вязала, используя нить из клубка, размещенного у нее во влагалище. «Если вы хорошенько посмотрите на вульву, то увидите, что это просто часть тела. В ней нет ничего пугающего или шокирующего, оттуда никто не вылезет и не сожрет вас», — прокомментировала художница свой перформанс.
Прибитый к площади
Художник из Санкт-Петербурга Петр Павленский в ноябре 2013 г. провел акцию, приуроченную ко Дню сотрудника органов внутренних дел. Он пришел на Красную площадь, разделся и прибил свою мошонку гвоздем к брусчатке. Прибывшие на место происшествия полицейские накрыли художника простыней, вытащили гвоздь и задержали акциониста.
Свою акцию Павленский назвал «Фиксация» и прокомментировал ее так: «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлевской брусчатке яйца, — метафора апатии, политический индифферентности и фатализма современного российского общества».
Широкую известность Павленский приобрел в 2012 году, когда устроил акцию «Шов»: зашив себе рот суровой ниткой, художник стоял в одиночном пикете у Казанского собора в защиту группы Pussy Riot. А за несколько месяцев до «Фиксации» Павленский провел акцию протеста против репрессивной политики российской власти под названием «Туша»: обернутого в колючую проволоку художника ассистенты положили перед зданием Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Долой неравенство!
До этой акции, прославившей художника на весь мир, он удалил себе соски. Главной целью Сугиямы было привлечение внимания общественности к проблеме гендерного неравенства.