За рубежом. Другой взгляд на мир

Большой бизнес – главный редактор

Господствующие в издательском деле в Соединенных Штатах пресс-синдикаты превратили газеты и журналы в доходные капиталистические предприятия, приносящие огромные прибыли, что позволяет им не только формировать и контролировать сознание американцев в интересах правящего класса, но и подавлять выступления работников печати за свои права.

Газетно-журнальные монополии получают самые высокие прибыли по сравнению со всеми прочими отраслями американской промышленности, и товар, выпускаемый индустрией массовой информации США, становится столь же однообразным, как и продукция, сходящая с конвейеров Детройта.

Очередным ударом по независимой прессе явилось слияние треста «Комбайнд комьюникейшнс», издающего в Окленде, штат Калифорния, газету «Трибюн», и гигантского газетного конгломерата «Ганнетт компани».

Прибыли «Комбайнд комьюникейшнс» в 1978 году возросли на 37,3 процента и достигли 29,3 миллиона долларов. У «Ганнетт компани», которая владеет 78 ежедневными и 19 еженедельными газетами, чистая прибыль составила в 1978 году 83,1 миллиона долларов.

В результате слияния «Комбайнд» и «Ганнетт» уже и без того весьма ограниченное разнообразие мнений, предлагаемых американцам средствами массовой информации, еще более сужается. Действительно, 19 крупнейших пресс-синдикатов, или «цепей», издают в США 238, или 13,5 процента ежедневных газет, но их тираж – 20,1 миллиона экземпляров – составляет 32,5 процента общего ежедневного тиража национальной прессы.

По данным министерства торговли США, на долю газет приходится примерно одна треть всех расходов на рекламу, и ожидается, что в 1979 году они получат от рекламодателей 13-14 миллиардов долларов. В 1978 году количество рекламных материалов в журналах увеличилось на 8 процентов, то есть в общей сложности под рекламу было отдано на 112 тысяч страниц больше, чем прежде.

Кто же контролирует в США печатные средства массовой информации? По данным Национальной газетной ассоциации, в советах директоров крупнейших газетных «цепей» страны – ни одного негра или представителя какого-либо другого национального меньшинства. Из 250 директоров лишь 15 женщин, причем из них только две не имеют абсолютно никаких родственных связей с руководителями тех конгломератов, в советах которых они заседают.

Сейчас умами американцев манипулируют уже не прежние владельцы газет – по традиционным представлениям, эдакие асы журналистики, постоянно жующие сигару, — а большой бизнес. Если даже члены правлений крупных корпораций и не входят в состав советов директоров основных газет, они являются их владельцами. Например, «Джефферсон-Пайлот корпорейшн», владеющая в основном страховыми фирмами, контролирует газеты в 8 городах штатов Техас, Флорида и Оклахома. «Пост корпорейшн» принадлежат не только 4 ежедневные газеты, но и 4 объединения еженедельных изданий, 5 телевизионных и 3 радиостанции.

Помимо того, что в результате монополизации средств массовой информации «цепи» устанавливают контроль над сознанием американцев, антирабочая политика большого бизнеса наносит большой урон профсоюзному движению.

Будь то крупные выступления персонала «Нью-Йорк таймс», или «Вашингтон пост», или же забастовки в таких мелких газетах, как издаваемая в Вальехо, штат Калифорния, «Таймс-Геральд», повсюду профсоюзы газетчиков вынуждены под давлением хозяев переходить к обороне. Чтобы подавить борьбу служащих газет за свои права, владельцы сейчас широко используют  штрейкбрехеров и специально обученных охранников, жестоко расправляющихся с бастующими работниками печати.

«Пиплз Уорлд», Сан-Франциско

«За рубежом», №52, 1979 г.