За рубежом. Другой взгляд на мир

Иоганн Штраус – «король вальса»

25 октября 1975 года исполняется 150 лет со дня рождения Иоганна Штрауса – выдающегося австрийского композитора, дирижера и скрипача, создателя более 500 вальсов , маршей и полек, основателя жанра танцевальной оперетты. В публикуемом материале  западногерманский журналист собрал некоторые любопытные факты биографии композитора, музыку которого любят все народы мира.

Вена. 15 октября 1844 года. 7 часов вечера. Казино Доммайера – популярное полусветское  кафе с садом и множеством залов. Иоганн Штраус-сын снял на этот вечер самый большой зал, чтобы представить венцам свои первые сочинения.

Это был один из тех скандалов, которые так любила Вена. Шутка ли, 19-летний отпрыск знаменитейшего композитора, прозванного «отцом вальса», публично бросает вызов воле родителя, непременно желавшего для сына банковской карьеры.

«ДОБРОЕ УТРО, ШТРАУС – СЫН!»

Штраус –отец употребил все свое влияние придворного бального дирижера, чтобы помешать концерту, но напрасно. Хозяин казино Доммайер не дал себя ни подкупить, ни запугать. Осталась одна надежда на Карла Фридриха Хирша, импресарио Штрауса –отца. Тот собирает клаку, чтобы освистать честолюбивого Шани.

Тщетно. Этот вечер принадлежит Штраусу –сыну, перенявшему от родителя все уловки. Он играет на скрипке лицом к публике, держится величаво, как принц среди прислуги. Взлетающие белоснежные манжеты, огненные взгляды дамам,  высоко зачесанная цыганская грива- всем этим Шани пользуется с великой ловкостью. И вот дебютант в голубом фраке(за него еще не заплачено портному), с оркестром из 15 молодых музыкантов, нанятых накануне в венских пивных, пожинает триумф, небывалый для Вены, 19 раз он повторяет свой первый вальс «Эпиграммы».

Аплодирует даже Хирш. И пока ревущие от восторга венцы бросают вверх платки и шляпы, репортеры бьются за фиакры, чтобы успеть в свои редакции. Наутро все газеты полны рецензий. В одной прямо говорится: «Доброй ночи, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!»

Несколько лет длилась «вальсовая война» между сторонниками отца и сторонниками сына. Сейчас уже можно сказать, что она умело направлялась шефом тайной полиции Седлницкким, ведь Австрия находилась в преддверии революционных потрясений и в центре империи лучше было иметь танцующих подданных, а не  бунтарей. Однако революция пришла, заговорили пушки. Не остался в стороне и Штраус-сын, сочинивший вальсы «Песни свободы», «Песни баррикад», «Звуки единства» и «Революционный марш». Он даже осмелился исполнить со своим оркестром «Марсельезу». Двор долго помнил это бунтарство: лишь в 1863 году Иоганн Штраус был назначен придворным бальным дирижером, хотя эта должность полагалась ему по праву после кончины отца в 1849 году.

СЕМЕЙНАЯ КАТОРГА

К тому времени Анна Штраус, дочь хозяина харчевни, создала «семейную фирму», став импресарио сына. Шани приходится ежедневно выступать на 5-6 балах. В карете он носится от одного зала к другому, записывая торопливо новые сочинения на клочках бумаги или прямо на манжетах. Когда однажды он сваливается в нервной лихорадке, мать заставляет среднего сына Йозефа бросить инженерное дело и прийти на помощь брату. Предприятие становится еще прибыльнее: вальсы шли тогда по две тысячи марок, а марши – по 750 марок по нынешнему курсу.

Вот почему никого из Штраусов не было на скромной свадьбе Шани и Жетти (Генриетты Треффц, популярной оперной певицы). «Семейную фирму» покинул талант, хотя мать уже приобщила к делу и младшего сына Эдуарда, прозванного «красавец Эди».

Жетти прилагает все усилия, чтобы вернуть мужу утраченный от перенапряжения и дрязг душевный покой. Иоганн, например, не может переносить шумное общество, яркий свет. С ним часто случаются обмороки. Жетти сооружает для него уютные ниши, обитые красным бархатом, где по ночам, при свете керосиновой лампы человек с мрачным, затравленным взглядом создает то, что впоследствии было названо произведениями «смеющегося гения Вены».

И сам Штраус ожесточенно борется за жизнерадостность. В 1867 году он создает удивительно светлый, поющий вальс «На прекрасном голубом Дунае». Этим сочинением номер 314 Иоганн Штраус ввел вальс, эту «музыку для ног», в сферу большого искусства. Его с полным правом можно считать великим композитором «столетия вальса», которое началось с Йозефом Ланнером и Штраусом-отцом.

КАК ЛЕНДЛЕР СТАЛ ВАЛЬСОМ

Между тем никто из них, вообще никто из венских композиторов никогда не изобретал вальса. Его первоисточник – лендлер, народный немецкий танец на три такта, пришедший по Дунаю из Шварцвальда и прочно обосновавшийся в прибрежных харчевнях Линца и Вены. Это был танец с резкими подскоками. Музыку на его мотивы можно найти у Бетховена, Шуберта, Вебера.

В начале прошлого века в Вене был очень популярен танцевальный оркестр Михаэля Памера. Там играл скрипач, дирижер и композитор Йозеф Ланнер, там начинал Иоганн Штраус-отец. Паммер и Ланнер увлеклись лендлером, задумали облагородить народный танец: музыку на три такта играть медленнее, а танцоры при этом должны не подпрыгивать, а как бы приволакивать ногу, кружась в объятии. Придумали и название – вальс (от немецкого «Walzen» — «катать вальком»).

Разразилась настоящая буря. До этого в благородном обществе в танцах партнеры протягивали друг другу не более трех пальцев, теперь же предлагалось «по-простецки» обниматься. Блюстители морали вопили о помрачении рассудка, но вальс уже не возможно было остановить. В то время его танцевали медленнее, чем сейчас, но поклонники вальса приходили в невиданное возбуждение. На концертах публика приплясывала, вопила. Это была настоящая «вальсовая лихорадка», сравнимая лишь с «битломанией» 60-х годов нашего века.

Понятно теперь разочарование венцев, когда Иоганн Штраус-сын, начинавший столь скандально-блистательно, в зрелые годы стал разрабатывать симфоническое направление вальса, оставив танцульки «семейной фирме» братьев. Его вдохновляют Вагнер, Верди, Лист. Он создает концертные композиции, целые сюиты вальсов, разделяя их на интродукции, 5-частные циклы вальсов и развернутые коды: «Весенние голоса», «Сказки Венского леса» и другие блестящие творения.

НОВАЯ ВЕРШИНА – ОПЕРЕТТА

Три попытки Штрауса проникнуть в мир, где царил Жак Оффенбах, автор «Орфея в аду» и «Прекрасной Елены», потерпели неудачу. В 1871 году он решил попытать счастья на сказочном материале: успех оперетты «Индиго и сорок разбойников» затмил все вальсы.

Через два года после триумфальной поездки в Америку на празднование 100-летней годовщины независимости США, когда композитор дал 18 концертов, а в Бостоне выступил перед 30-тысячной аудиторией с оркестром и хором в 16 тысяч человек (венские газеты раздули эти цифры до 100 и 20 тысяч), Иогнанн Штраус сочиняет «Летучую мышь», «оперетту оперетт», гениальную музыкальную комедию. Утверждают, что этот шедевр маэстро создал в течение 42 суток. Звезда композитора в самом зените «Летучей мыши» поклоняется даже Париж Жака Оффенбаха.

В 1878 году умирает верная Жетти. К тому же появляются грозные соперники – Ф. Зуппе и К. Миллекер. Прекрасная оперетта «Ночь в Венеции» освистана в Берлине. А Штраус…женится на 26-летней Аделе, вдове своего финансового советника, которая берет на себя заботу о всех делах. «Ночь в Венеции» поставлена в Вене и имеет крупный успех. Уже 70-летний композитор, обретя покой, работает с удивительной продуктивностью. «Мелодии бьют из меня, словно фонтан», — пишет он в письме к другу. Ему удается новое чудо – оперетта «Цыганский барон», над которой он работал и как либреттист.

Создав еще четыре оперетты и комическую оперу «Рыцарь Пасман», Иоганн Штраус умирает 3 июня 1899 года, простудившись, когда раздавал на улице автографы после одного из представлений.

Аделе Штраус, скрасившая последние годы жизни гения, умерла в 1930 году. А в 1933 году при Гитлере Жак Оффенбах – главный соперник Иоганна Штрауса – был признан в Германии  «немецким» композитором и «в расовом отношении неполноценным», а потому запрещен. Иоганн Штраус, напротив, был провозглашен «в высшей степени немецким и расово полноценным». Представляете ужас расовых экспертов «третьего рейха», когда случайно обнаружилось, что Штраус-отец ведет свой род от еврея и Офена! Объявить об этом не решились и просто изъяли из архива венского собора св. Стефана старую книгу регистраций, где была «крамольная» запись. Книгу вернули в собор лишь в 1945 году, за несколько дней до краха, когда советские войска уже подходили к Вене.

Петер ХАГЕ, «ШТЕРН», ГАМБУРГ.

За рубежом №44 1975г.