Хулио Кортасар, популярный аргентинский писатель, в своем выступлении, посвященном Дому Америк, научно-исследовательскому центру, созданному на Кубе в 1959 году с целью содействия развитию национальной культуры в странах Латинской Америки, высоко оценивает вклад революционной Кубы в дело духовного освобождения народов континента.
«Вспоминая историю и трудный процесс создания Дома Америк, я с радостью отмечаю, сколь огромный путь мы прошли и сколь верной была наша идея. Ведь сегодня понятие «Дом» неотделимо от революции»,—сказал Хулио Кортасар во вступительной речи на собрании жюри литературного конкурса Дома Америк 1980 года.
«Самые молодые из присутствующих на сегодняшней церемонии, продолжал Кортасар, — возможно, и не знают, что мое сотрудничество с Домом началось еще в 1961 году, когда этот центр только переживал период становления. Все тогда было непросто. Рукописи, посылаемые на суд жюри, прибывали по адресу с огромным запозданием, а порой и вовсе не доходили, ибо Куба была окружена плотным кольцом блокады. Враги кубинской революции безжалостно задерживали авторские материалы и уничтожали их. Чтобы прибыть в Гавану, члены международного жюри были вынуждены пробираться чуть ли не через Северный полюс, так как сообщение с кубинской столицей было чрезвычайно затруднено. Империалистическая пропаганда пыталась всячески дискредитировать конкурс Дома Америк, и писателям было трудно принять в нем участие как в качестве соискателей, так и в качестве членов жюри. А уж об издании лучших произведений нечего и говорить: не хватало бумаги, типографской краски, печатных станков. Первые издания (я храню у себя некоторые образчики) страдали таким количеством ошибок и опечаток, что чтение их превращалось в подлинное разгадывание Головоломок».
«Но тем отрадней была каждая добрая весточка из Дома,— вспоминает X. Кортасар.— Книги «оттуда» напоминали мне перелетных птиц, которых никто и ничто не может задержать в полете и которые гнездятся в самых отдаленных уголках Земли, самим своим существованием доказывая, что мир не имеет границ. Так никто и ничто не может воспрепятствовать распространению правды и прекрасного…»
Хулио Кортасар останавливается на том, что ему представляется самым важным в истории и судьбе Дома Америк. «Дом,— говорит он,— являет собой маленькое зеркало, в котором отражается современная действительность Кубы. До революции мы в Аргентине знали лишь кубинских боксеров да некоторых сомнительных эстрадных звезд, но не имели представления о подлинной культуре кубинского народа. Для людей той эпохи, еще столь недавней, образ Кубы ассоциировался только с именем Капабланки. Но вот народ пришел к власти. И хотя империалистическая блокада отрезала Кубу от внешнего мира, воля и твердость народа сделали то, что не могло никогда быть достигнуто в прошлом: кубинская культура вышла за местные рамки, распахнула стране двери в широкий мир. И в этой связи неоценима, грандиозна работа, проводимая Домом Америк».
Далее Хулио Кортасар отметил, что публикации и деятельность Дома Америк получили широкое признание во всех уголках земного шара, включая те страны, политический и идеологический курс которых отличается от кубинского. Никто ныне не может игнорировать благородную деятельность Дома Америк. Читатели континента с нетерпением ожидают появления изданий Дома. Среди книг, выпущенных им за последние пять лет, можно встретить произведения писателей также стран района Карибского моря. Ранее небольшие тиражи, какими их труды издавались на родине, не могли обеспечить им известность в других странах. Благодаря решению Дома Америк открыть доступ к конкурсу англо- и франкоговорящим карибским писателям (а теперь — и писателям Бразилии, пишущим на португальском языке) международная общественность получит возможность познакомиться с новыми талантливыми авторами.
«Именно поэтому ежегодный созыв жюри,— продолжает писатель,—на которое возлагается присуждение новых премий, приобретает все большее значение. И речь, конечно же, идет не о церемонии как таковой, а о превращении конкурса в своего рода трибуну для размышлений, анализа и критики. Те писатели, кому выпала честь войти в состав жюри, и многие другие наши коллеги хорошо осознают значение и вклад Дома Америк в мировую культуру и в дело развития у наших народов национального самосознания, основанного на литературном и художественном единстве.
В моем воображении Дом всегда представлялся растущим деревом, со все новыми побегами, с постоянно увеличивающейся кроной. Сфера деятельности Дома — это и литература, и музыка, и изобразительное искусство, и театр. И я желаю этому прекрасному дереву, чтобы его цветы и плоды содержали в себе все больше чудесных сюрпризов для новых поколений людей на Кубе и в других странах».
Х. Кортасар отметил, что Дому Америк приходится выполнять свою работу по пропаганде латиноамериканской культуры в сложной политической обстановке, существующей на континенте: «Победа народа в Никарагуа вселяет в нас оптимизм, укрепляет веру в конечную победу дела свободы и социальной справедливости во всех странах Латинской Америки».
В своей речи писатель подчеркнул, что миллионы людей, живущих даже в так называемых демократических странах Латинской Америки, лишены возможности участвовать в культурной жизни. Пользование плодами науки и искусства там является привилегией богатого меньшинства. X. Кортасар сказал: «Мы прекрасно знаем, что культура станет достоянием масс в Латинской Америке лишь после ее полного освобождения от гнета империализма. Куба наглядно это продемонстрировала. И тот факт, что мы сегодня находимся здесь,— прямой результат достижений кубинской революции в области культуры, до которых еще далеко большинству стран Латинской Америки».
«Гранма», Гавана.
«За рубежом» 1980 год.