За рубежом. Другой взгляд на мир

Советские люди верят в завтрашний день

Сейчас самая актуальная тема в беседах советских людей — это предстоящий XXVII съезд КПСС.

Он должен будет, в частности, при­нять новую редакцию Программы КПСС, Устав партии с предлагаемы­ми изменениями и Основные направ­ления экономического и социального развития СССР на пятилетку и до 2000 года. Эти документы были опуб­ликованы осенью прошлого года во всех центральных газетах, разошед­шихся тиражом в десятки миллионов экземпляров. В прессе появляется большое число статей и комментари­ев. Телевидение посвящает этому мно­гочасовые передачи. Документы, одоб­ренные октябрьским (1985 г.) Плену­мом ЦК КПСС, обсуждались на пар­тийных собраниях и в трудовых кол­лективах.

Главный вопрос сегодня — каким будет СССР в 2000 году? Очевидно, что прогресс научно-технический и прогресс социальный решительно ус­корятся, будут совершенствоваться демократия, полнее удовлетворяться нужды людей, будет ликвидировано отставание в тех областях, где оно еще имеет место. Черты нового этапа развития социализма определены еще далеко не окончательно. Однако в ны­нешних обсуждениях есть одно, что не может не поразить наблюдателя, осо­бенно западного, — это полная уве­ренность советских людей в завтраш­нем дне, если, конечно, будет мир, это убеждение, что экономический, со­циальный и человеческий прогресс вполне осуществим. Проще говоря, советское общество отличается неис­сякаемым оптимизмом.

Важнейшие социальные задачи

Коренные различия между со­циализмом и капитализмом особенно ярко проявляются сейчас в области социальной политики. Проект Основных направлений предусматривает увеличение почти вдвое производства товаров народного потребления и услуг, повышение их качества, обеспечение каждой семьи современной квартирой.

Не забыты и такие задачи, как не­уклонное повышение покупательной способности населения, поддержание полной занятости и профессиональная переподготовка. Перейти от полной занятости к полной рациональной за­нятости — такова одна из важнейших социальных задач, которую должна решить Страна Советов в ближайшие годы. Полная занятость — черта со­ветского образа жизни вот уже более 50 лет. Известно даже имя последне­го безработного — Михаил Шкунов зарегистрировался на бирже труда в 1930 году… Право человека на труд четко зафиксировано в Советской Кон­ституции. Сейчас оно должно реали­зовываться в новых условиях — пере­стройки советского общества, намечен­ной на ближайшие 15 лет. Изменения в системе занятости в промышленно­сти вызываются появлением новых профессий, внедрением новых техно­логий, заменой тяжелых видов труда автоматизированными системами, раз­витием отраслей, которые сегодня ра­ботают недостаточно эффективно (сель­ское хозяйство, сфера услуг), освое­нием новых районов, например, в Си­бири. Перестройка охватит и систему управления. Речь не идет просто о сокращении раздутых штатов. Сегод­ня речь идет о том, чтобы выкорче­вать бюрократические привычки, ис­кать новые действенные формы уп­равления, развивать наиболее перспек­тивные научные центры, готовить ква­лифицированные кадры более ответ­ственных работников, то есть людей более компетентных. Все ненужные промежуточные звенья должны быть ликвидированы.

С другой стороны, экономика предъ­являет новые требования и к рабочей силе. Из-за неблагоприятных демогра­фических причин прирост населения в ближайший период будет практически нулевым. Поэтому необходимо более рационально использовать ресурсы ра­бочей силы. Говоря кратко, реконст­рукция и техническое перевооружение предприятий ускоряются.

Выигрывают и рабочие, и предприятия

Какова же судьба тех людей, которые высвобождаются в результате сокращения штатов? Увольняют их крайне редко, хотя срок трудоустройства на новое место составляет в СССР две недели. Администрация по закону обязана приложить все усилия для подыскания нового места работы. Кроме того, об этом всегда заботится профсоюзный комитет. Так что, как правило, речь идет о профессиональ­ной переподготовке. В этой области в СССР накоплен определенный опыт. Например, в текстильной промышлен­ности за последние годы были ликви­дированы десятки тысяч рабочих мест. Однако никто не остался без работы, поскольку государство дало возмож­ность люпям одновременно осваивать новые специальности и повышать свою квалификацию.

На заводе ВЭФ в Риге (Латвийская ССР), одном из крупных производителей транзисторных приемников и телефонных аппаратов, за последнюю пятилетку было упразднено 5000 рабочих мест. Теперь работу по сварке, штамповке и сборке там выполняют роботы и манипуляторы. Но никто не был уволен. После переподготовки большинство людей остались на заво­де. Говорит одна из работниц, Майя Федотовская: «Я работала на большом прессе. Это было нелегко. Я выпол­няла много ручных операций. Мое ме­сто было ликвидировано. Перед нача­лом модернизации цеха мне предло­жили обучаться работе с автоматизи­рованным модулем. При помощи ме­ханизма, работающего по программе, я делаю сейчас в три раза больше та­ких же деталей. Моя зарплата увели­чилась на 20 процентов, а работа ста­ла более интересной».

 

По словам Гунара Голдманиса, председателя профкома, администра­ция и профсоюз предоставили каждо­му желающему возможность обучить­ся специальности оператора автомати­зированной системы или перейти на работу в другой цех завода. Перепод­готовка, которая длится три или шесть месяцев, бесплатна. При этом рабо­чие продолжают получать среднюю зарплату. Тем, кому это пришлось не по вкусу, была предложена работа на других заводах республики. 350 чело­век приняли это предложение.

То же самое вы можете услышать, скажем, на Тбилисском электровозо­строительном заводе. Здесь 3000 ра­ботников повысили свою квалифика­цию за последние три года в технику­ме при заводе. Или на домостроитель­ном комбинате в Вильнюсе, где от ре­конструкции выиграли и предприятие (выросла производительность труда), и рабочие (улучшились условия труда). Каждый год более 18 миллионов со­ветских рабочих и служащих бесплат­но обучаются на своих предприятиях. Кроме того, около пяти миллионов трудящихся учатся на вечерних и за­очных отделениях.

Живут лучше, чем 10 лет назад

Еще на рубеже века В. И. Ле­нин критиковал взгляды швейцарского экономиста Сисмонди, утверждавше­го, что перенаселение возникло из-за изобретения машин. Причиной безработицы, считал Ленин, служит не развитие промышленности, а капи­талистический общественный строй. Не случайно поэтому на советских пред­приятиях можно сегодня видеть пла­каты, на которых изображен рабочий, пожимающий руку роботу.

Свое слово при разработке Основ­ных направлений сказали и профсою­зы. «Меры по ускорению социально-экономического развития согласовы­вались с профсоюзами,— говорит ответственный работник ВЦСПС Вла­димир Веретенников.— Они высказа­ли свою точку зрения по многим со­циальным вопросам. Речь шла о при­оритетах в распределении националь­ного дохода, в оплате труда, в поощ­рении трудящихся, в распределении общественных фондов потребления (медицинское обслуживание, бесплат­ное образование), различных пособий, пенсий и стипендий. Имело место столкновение мнений, взглядов. Нам было необходимо доказывать, настаи­вать, выдвигать свои аргументы. В целом наше мнение принималось во внимание. Это касается повышения зарплаты некоторым категориям трудящихся, прежде всего работникам образования, здравоохранения, науки, дополнительных мер по увеличению помощи государства в воспитании детей, например, увеличения частично оплачиваемого отпуска по беремен­ности. Было принято во внимание и наше мнение о вопросах политики ценообразования в соответствии с за­дачей повышения реальных доходов населения, то есть поддержания ста­бильного уровня цен на важнейшие то­вары и услуги при неуклонном росте зарплаты».

Опрос, проведенный в январе, пока­зал: большинство советских людей (70 процентов) считают, что они живут лучше, чем 10 лет назад, что их поку­пательная способность выросла, что сейчас у них более удобная квартира, они лучше питаются и одеваются. По­ложительные изменения больше все­го ощущают семьи с низкими дохода­ми (хотя разница в доходах незначи­тельна), а также крестьяне. В то же время чувствуется недовольство меди­цинским обслуживанием (бесплатным, но не всегда достаточно эффектив­ным), сферой обслуживания, которая работает плохо, и транспортом. Опрос показывает, что увеличивается спрос на предметы длительного пользования и роскоши, в том числе автомобили и меха. Это свидетельствует о возрос­шем уровне жизни населения. Девять из десяти опрошенных заявили, что с уверенностью смотрят в будущее. Словом, оптимизм — самая характер­ная сегодня черта советских людей.

Жерар Стрейф, «Юманите»

За рубежом, 1986 г.