За рубежом. Другой взгляд на мир

«Борьба за Иерусалим»

Израиль аннексировал Иерусалим, попирая нормы международно­го права и вопреки резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Эта захватническая акция, получившая поддержку Вашингтона, вызвала волну возмущения в мире. Широкая мировая общественность спра­ведливо считает, что проблема Иерусалима, имеющего огромное сим­волическое и религиозное значение, в частности для арабов-мусульман, должна найти свое решение в рамках справедливого всеобъем­лющего мирного урегулирования ближневосточного конфликта на ос­нове признания законных прав арабского народа Палестины на соз­дание своего независимого национального государства.

Один из древнейших горо­дов мира с богатой историей, имеющий огромное символиче­ское значение для приверженцев трех монотеистических религий (хри­стиан, иудеев, мусульман.— Ред.), Иерусалим ныне находится в центре политических страстей и незатухаю­щей борьбы. Проблема Иерусали­ма — одна из острейших проблем арабо-израильского конфликта, кото­рый уже долгие годы не затихает и будоражит весь район Ближнего Во­стока.

В старой, восточной части города (после арабо-израильской войны 1948—1949 годов Иерусалим был разделен на две части—восточную, попавшую под управление Иордании, и западную, которая отошла к Израи­лю. В 1967 году Израиль оккупировал обширные арабские территории, в том числе захватил и восточную араб­скую часть Иерусалима, а в1980 го­ду Тель-Авив провозгласил в нару­шение норм международного права и резолюций ООН весь Иерусалим «не­делимой столицей» Израиля.— Ред.) предметом ожесточенных споров ста­новится каждый дом, каждое дерев­це, каждая новостройка, когда речь идет о потере арабом прав собствен­ности. Для всех ясно, что за этими спорами стоит большая политика.

Разбой в духе расистов

Погожим утром в солнечных лу­чах камни «старого города» отливают золотом, сверкают ослепительным светом маковки церквей и купола ме­четей Куббат ас-Сахра и аль-Акса (построены соответственно в VII и VIII веках нашей эры.—Ред.). Пона­чалу трудно поверить, что Иеруса­лим — очаг бурных страстей. Но до­статочно окинуть взглядом окружаю­щие его холмы, чтобы понять, кто и как ведет здесь войну: повсюду вы­сятся громады новостроек. Это из­раильские поселения, возникшие во­круг города после 1967 года в основ­ном на экспроприированных у пале­стинских арабов землях.

Среди модернистских башен и коробок израильских поселений, расту­щих точно грибы после дождя, сто­ит обнесенный крепостной стеной «старый город», который хранит в камне летопись многих тысячелетий своей истории. Он манит к себе тури­стов, с которых израильтяне собира­ют дань в твердой валюте, а также паломников к святым местам. В то же время он по-прежнему служит до­мом для 25 с лишним тысяч человек. На фоне голубого неба контуры «ста­рого города» по большей части сохра­нились прежними.

Однако есть и перемены, даже значительные. Они произошли после того, как город был оккупирован из­раильтянами. Так, жилой квартал Маграби полностью снесен и сровнен с землей бульдозерами, чтобы соз­дать широкую площадь и дать сво­бодный доступ к Стене плача (запад­ная стена второго Храма Ирода — царя Иудеи, правившего с 37-го по 4-й год до нашей эры. Почитается свя­щенной исповедующими иудаизм.— Ред.). Жители квартала — палестин­ские арабы были насильно выселе­ны. Изгнанию подверглись от 5 до 6 тысяч человек.

Оккупационные власти прибегли к грубой силе, экспроприации, угрозам, шантажу, чтобы заполучить в соб­ственность израильского государства те 110 донумов земли (1 донум — 0,42 га), принадлежавшей арабам, где ныне разместился еврейский квартал. А ведь до 1948 года евре­ям в Иерусалиме принадлежало не более 40 донумов, а остальные зем­ли находились в собственности пале­стинцев и передавались по наслед­ству из рода в род. Основная цель израильского плана реконструкции старой части Иерусалима, сводилась, го существу, к тому, чтобы создать здесь еврейский квартал. Таким образом, проводимые в городе работы по своему политическому значению равнозначны строительству израильских военизированных поселений на оккупированной территории Западного берега и сектора Газа.

Обманчивая видимость

Созданный еврейский квартал дает возможность израильским вла­стям манипулировать потоком иност­ранных туристов и создавать у них такое впечатление о городе, какое выгодно Израилю. Во время, органи­зованных экскурсий туристам под­робно рассказывают о последних ар­хеологических находках, связанных с периодами Израильско-Иудейского царства, господства Рима и Византии. В то же время 1300-летняя история Иерусалима, связанная с историей арабов, упоминается только мимохо­дом. И если экскурсионные маршру­ты не могут миновать площадь Харам аш-Шариф, где расположены та­кие святыни ислама, как мечети Куббат ас -Сахра и аль-Акса, то наиболее значительные памятники эпохи мам­люков (XIII — XVI века) остаются без внимания.

За пределами еврейского квартала основные исторические памятники старой части города находятся в ве­дении различных религиозных орга­низаций.

Однако наиболее обширные владе­ния, имеющие большую историче­скую ценность, принадлежат мусуль­манскому вакфу (организация по управлению движимым и недвижимым имуществом, отказанным государством или частным лицом мусульманскому духовенству на религиозные и благотворительные цели.— Ред.). В подготовленном в 1970-х годах списке достопримечательностей Иеру­салима перечислено около 30 исто­рических памятников в старой части города времен династий Омейядов, Аббасидов, Фатимидов, Айюбидов, 79 — периода владычества мамлюков и 37 — времен Османской империи. Большая их часть — исламский вакф. Они-то и придают особый, неповтори­мый колорит старой части города, делают его облик уникальным.

Вакуфная собственность имеет вполне законный характер. Такое по­ложение в какой-то степени мешает Израилю взять под свой контроль многие памятники старины. Тем не менее после 1967 года часть вакуфной собственности, например, в квар­тале Маграби, была экспроприирова­на израильскими властями. Так слу­чилось с Танкизийей, которую назы­вают «жемчужиной среди медресе периода мамлюков».

Однако наибольшее оскорбление религиозным чувствам мусульман нанесли израильские власти, когда предприняли подземные работы по прокладке туннеля вдоль границы площади Харам аш-Шариф, где на­ходятся религиозные святыни исла­ма. По мнению специалистов, его про­кладка велась технически неграмотно и в результате сейчас многие здания оказались в аварийном состоянии.

Руководители вакфа обратились в ЮНЕСКО (Организация Объединен­ных Наций по вопросам образования, науки и культуры). В муниципалите­те в ответ на их жалобу заявили, что работы уже приостановлены. Может быть, это и так, но ведь ущерб нане­сен, и, возможно, непоправимый.

В последние годы израильтяне все чаще посягают на собственность мусульман в арабской части города.

Коренные жители без прав, без защиты

Израильтяне полностью пренебре­гают нуждами коренного населения — местных арабов, которые не имеют права протестовать, «что бы ни про­исходило». Самое большее, что они могут сделать, не навлекая на себя репрессий,—это отказаться от сотруд­ничества с муниципалитетом или ок­купационными властями. Но и такое, казалось бы, пассивное сопротивление, как правило, подавляется грубым ок­риком, угрозами. Те, кто отказывается сотрудничать с израильскими властя­ми. объявляют сумасшедшими или по­литическими смутьянами.

Положение арабских жителей Иерусалима осложняется еще и тем, что в городе нет органов, которые представляли бы их мнение, защища­ли бы их интересы. Муниципалитет и власти имеют дело с отдельными ли­цами — владельцами земельных уча­стков, домов, квартир. Лишь различ­ные церкви выступают в качестве «организованных» собственников. Из­раильтяне же всячески способствуют углублению существующей среди местною населения разобщенности: она помогает им проводить здесь по­литику «разделяй и властвуй». Из­раильские власти группируют жите­лей старой части Иерусалима не по национальному, а по религиозному признаку и называют такие группы «меньшинствами*.

Как и в отношении оккупирован­ных территорий Западного берега реки Иордан и сектора Газа, в араб­ской части Иерусалима Израиль про­водит все ту же политику так назы­ваемых «свершившихся фактов»: он ускоренными темпами создает выгод­ную для себя политическую и демо­графическую ситуацию, которая спо­собствовала бы аннексии оккупируе­мых им арабских земель. В итоге Восточный Иерусалим все больше превращается в туристическую до­стопримечательность, в археологиче­ский музей. Тем не менее он еще продолжает оставаться крупным эко­номическим и социальным центром, сердцем всего Иерусалима.

Сара Грэм-Браун

«Мидл Ист», Лондон.

«За рубежом» 1986 год.