«Знаете ли вы, в чем главная ошибка женщин-водителей? Да в том, что они вообще сели за руль!» В мужских компаниях «образца 1988 года» подобная тема весьма распространена.
Как свидетельствуют документы, женщина впервые села за руль в Германии в 1888 году, то есть сто лет назад. Ранним августовским утром Берта Бенц и ее сыновья Ойген и Рихард открыли сарай, в котором стоял трехколесный автомобиль, построенный главой семьи — Карлом Бенцем. Они решили навестить бабушку, жившую в Пфорцхайме. Расстояние между Пфорцгеймом и Мангеймом, где жила семья Бенц, составляло 70 километров.
Надо сказать, что вождение автомобиля не было для Берты Бенц каким-то актом женской эмансипации. С самого начала она помогала мужу в конструировании и постройке машины.
Берта отправилась в путь и благополучно проехала Фирнгейм и Хайдельберг, распугивая лошадей и повергая в изумление прохожих. В Вислохе у нее кончилось горючее, и одноцилиндровый двигатель заглох. Помог местный аптекарь, продавший две бутылки бензина. Были и другие неполадки: вышла из строя цепь, которую быстро отремонтировал кузнец, засорился бензопровод, но Берта умело прочистила его своей шляпной булавкой. Благополучно возвратившись в Мангейм, она села за стол и подробно описала свое путешествие.
В 1898 году представительницы слабого пола впервые приняли участие в автогонках. Наиболее удачно выступала парижанка Камилла дю Гаст. В 1901 году она стартовала в автопробеге Париж — Берлин. Из 171 машины к финишу добрались только 47 и среди них — автомобиль Камиллы. Между тем в те годы английский журнал «Мотор ньюс» писал: «Мы решительно возражаем против участия женщин в автопробегах и требуем, чтобы подобное безобразие было категорически запрещено правилами».
В 1927 году женщины отправились в кругосветный автопробег. 24-летняя Клереноре Стиннес, дочь богатого немецкого промышленника Гуго Стиннеса, выехала из Берлина на 60-сильном автомобиле «Штандарт-6». Ее сопровождали два механика на грузовике с запасными частями. Спустя 25 месяцев все благополучно вернулись в Берлин. На спидометре «Штандарта» было 46 758 километров, машина проехала по дорогам 23 стран.
Сегодня в ФРГ женщины составляют 56,4 процента всех водителей. Ездят они аккуратнее мужчин. Об этом красноречиво говорит полицейская статистика: из 35 тысяч водителей-новичков, не выдержавших двухгодичный испытательный срок и отправленных на переэкзаменовку, всего 27 процентов женщин.
«Франкфуртер рундшау», Франкфурт-на-Майне.
За рубежом, 1980 г.