За рубежом. Другой взгляд на мир

Жизнь без работы:майское кино про мир и труд

По утрам он просыпается только тогда, когда действительно выспался. Шевелит пальцами ног, потягивается, на ощупь отыскивает гитару, берет пару аккордов и только потом, сладко зевнув, открывает глаза. В его распоряжении – целый день, который можно провести в парке на травке, в обществе приятных людей. Но сначала — чашечка ароматного кофе. А потом — на работу. Но не каждый день. И не по восемь часов. И то, что не сделал сегодня, он спокойно переносит на завтра. Не удивительно, что с лица Йохена не сходит улыбка. Для него работа — это не каторжный труд и не единственный смысл жизни.

Сколько подобных «Йохенов» вы можете насчитать среди ваших знакомых? Вот и в фильме «Frohes Schaffen» (вариант перевода — «Успехов в труде») Константина Файгле (Konstantin Faigle) его главный герой олицетворяет утопию, которую, однако, немецкий документалист рекомендует как единственный выход из тупика, в который загоняет человека бесконечный стресс земного существования.
Итак, в чем проблема? А проблема, оказывается, в том, что человек не создан для труда! Человек — существо мыслящее, вольнолюбивое, социальное. А его загоняют в прокрустово ложе трудовой дисциплины, навязывают нормы выработки, обрекают на сверхурочные и заставляют скакать по карьерной лестнице.

Аккурат к Первомаю выходит в Германии этот документальный фильм о трудовых радостях и горестях. Фразу «Frohes Schaffen» немцы иронично произносят перед уходом домой в адрес тех, чей нормированный труд продолжается. В этой фразе — не солидарность с трудящимися, а эгоистичный восторг от понимания того, что для уходящего рабочий день закончился! За дружелюбным прощанием таится издевка.

И именно так работает этот фильм. Несмотря на свой шутливо-легкомысленный тон с вкраплениями меланхолии, он не оставляет и тени сомнений в серьезности намерений автора. Этим фильмом режиссер нам говорит вот что: «Трудящиеся всех стран, прозрейте! Мы оцениваем других по размеру зарплаты и престижности профессии. Мы приносим свои мечты на алтарь труда и даже не осознаем своего пожизненного рабства. А пора бы честно взглянуть правде в глаза и признать, что не труд делает человека счастливым». Но мы продолжаем пахать по 12 часов, позабыв о том, какой кровью заплатил пролетариат за наше право работать по восемь часов в день.

Расшатывают догму о труде известные в мире эксперты, которых режиссер пригласил в качестве собеседников: экономист Джереми Рифкин, историк Франц Шандл, психолог Сьюзан Блэкмор, философ Михаэль Шмидт-Саломон, социолог Бенджамин Ханникат, основатель «Академии праздных наук» из Оксфорда Том Ходгкинсон.

Картина на экране вырисовывается такая. Адам и Ева, вылетев из Рая, подписали тем самым с человечеством «бессрочный трудовой договор». Так и пошло. Первобытные «охотники» и «собиратели» работали еще от силы по три часа в день, но уже Реформация объявила труд добродетелью, индустриальная революция приковала человека к станку. Пост-капитализм якобы освободил человека от труда, однако загнал в «хомут» компьютеров и денег, на самом деле еще более усилив кабалу.

В наше время, подводят эксперты итог короткому экскурсу в историю цивилизации, общество раскололось на тех, кто работает слишком много, и тех, кто работает мало или не работает вообще.

При этом половина человечества скатилась в качество жизни ниже того, что было у работяг до индустриальной революции. Праздность и безделье считаются грехом, но хоть кто-нибудь помнит, что Иисус, заложивший фундамент развитого общества, был безработным? Прохожие на улице не могут представить себе жизнь без работы. Политики раздувают миф о беспрерывном экономическом росте. А работы больше не становится. Финансовые кризисы нужны как лекарство от перепроизводства. А биржевые маклеры, слыша, как их дивный виртуальный мир трещит по швам, предсказывают скорый приход коммунизма. К таким выводам приходит режиссер картины.

Так что же делать? Эксперты в фильме настаивают на своем: сократить рабочий день, ввести больше местной демократии и напомнить человеку, что не в деньгах счастье.

Фильм состоит не только из «говорящих голов», не оставляющих и камня на догме о необходимости труда. Иллюстрируют аргументы игровые сценки о трудовых буднях Германии — страны, знаменитой своей любовью к дисциплине и порядку. Инженер, потеряв работу, впал в депрессию. Продюсер тщетно дожидается заказов. Пенсионер ничего иного и не видел в этой жизни, кроме своего станка. Безработных заставляют 40 часов в неделю играть в продавцов в фиктивном супермаркете. Актеров в этих сценках трудно отличить от реальных людей. Настолько размыты границы между сатирой и суровой правдой жизни.

Фильм «Frohes Schaffen» не ограничивается критикой капитализма и объяснением причин финансовых кризисов. Этот фильм, с гротеском и шутками, субъективный и предвзятый, снят по одну сторону баррикад в манере, подсмотренной у большого мастера документально-игрового кино Александра Клуге (Alexander Kluge).

Тем не менее… Представьте себе, что жить вам осталось ровно час или два. Где и как вы проведете это время? Неужели на рабочем месте?