За рубежом. Другой взгляд на мир

Лукашенко: Игра продолжается

На недопустимости федерализации соседней страны Лукашенко не остановился и заявил, что считает Александра Турчинова легитимным и. о. президента Украины. Казалось бы, иначе как резкий выпад против России (учитывая позицию Кремля с категорическим непризнанием украинских властей и требованием дать регионам больше свободы) эти слова расценить нельзя.

Но десятью днями ранее, 4 апреля, белорусский президент вслух рассуждал: «Что бы я ни делал сейчас — разговаривал с Украиной, Западом, Востоком и т. д — я ни одного шага не делаю без согласования с руководством Российской Федерации. Если нужно будет России, чтобы мы за нее работали в Украине, мы это будем делать».

Примечательно, что эти слова особенно не смутили украинские власти: посредническую миссию Лукашенко между Москвой и Киевом к тому моменту уже никто и не скрывал. Более того, похоже, господин Турчинов радостно за эту возможность ухватился. Александр Валентинович с Александром Григорьевичем встретились на белорусской территории еще 29 марта.

Интересная деталь. С самого первого дня на Майдане стояли белорусы с запрещенной у них на родине национальной символикой. В числе погибших — Михаил Жизневский – белорусский беженец. Но первый свой зарубежный визит и. о. президента Украины совершил именно туда – в Беларусь, к тому, кого те же майдановцы ненавидят всей душой – к Лукашенко. Зачем это было сделано, неизвестно до сих пор.

Заметим, что именно Александра Валентиновича Александр Григорьевич нахваливал в интервью Савику Шустеру накануне визита. И наивно полагать, что пятничный прайм-тайм с Лукашенко был связан исключительно с желанием Шустера продемонстрировать украинцам особое мнение «человека, который лучше всех понимает Путина». По всей вероятности, задачей Лукашенко было донести до украинского общества некое послание российских властей. Если исходить из того, что именно говорил белорусский президент Шустеру, коротко это послание можно сформулировать так: Крым не ваш, забудьте; если не хотите утратить еще кое-какие территории, не прибегайте к услугам НАТО, решите вопрос с русским языком в качестве второго государственно и подружитесь с Таможенным союзом.

Беседа была записана в понедельник, показана в пятницу, а визит состоялся в субботу. Так что Турчинов не звонил белорусскому лидеру, посмотрев эфир, и не летел сломя голову на встречу. Они обо всем договорились заранее.

Собственно, слово «визит» тут не вполне уместно: белорус с украинцем встречались даже не в столице, а где-то, как сообщается, в Гомельской области — без красных дорожек и роты почетного караула. Почему, спрашивается, не в здании парламента, если речь идет о спикере законодательного органа соседней страны?

По итогам той закрытой для прессы встречи Турчинова с Лукашенко нам так и не рассказали, что конкретно обсуждалось и к каким выводам пришли. Зато «высокие договаривающиеся стороны» заявили потом на камеры о своем «глубоком удовлетворении» от встречи.

Вероятно, среди прочего эта удовлетворенность была достигнута после произнесения Александром Лукашенко обещания не использовать свою госграницу для вероятного ввода российских войск в Украину. Однако господину Турчинову стоило бы вспомнить голосование в Генассамблее ООН сразу после крымских событий. Там посол Беларуси выступил против резолюции о незыблемости территориальной целостности Украины. А ведь несколькими неделями ранее белорусский президент клятвенно заверял, что не позволит «дерибанить» соседнее государство…

Вадим Довнар