На завершившемся несколько дней назад Каннском кинофестивале показали сотни картин. Еще недавно лучшие из них быстро появлялись в российском прокате. Теперь нашему зрителю сложно рассчитывать на киноизыски — рынок авторского кино практически исчез, компании, ориентированные на такой кинематограф, прекратили существование. Поэтому мы приводим десятку наиболее ярких фильмов, которые все-таки имеют шанс дойти до широкой аудитории. Почти все они участвовали в конкурсных программах Канна. Исключение — картина Вуди Аллена, который давно ни с кем не соревнуется.
«Сказка сказок»/ Il racconto dei racconti (режиссер Маттео Гарроне)
Маттео Гарроне запомнился многим как автор фильма «Гоморра», запечатлевшего всю неприглядность современной итальянской мафии. Тем неожиданнее было увидеть совершенно другое кино, сделанное в жанре мрачной сказки с королями и принцессами, средневековыми замками и экзотическими животными.
Гарроне обратился к сказкам итальянского писателя 17 века Джамбаттиста Базиле, из которого вышли куда более известные братья Гримм и Шарль Перро. Сальма Хайек съедает сердце древнего ящера и рожает сынка с белесыми ресницами. Венсан Кассель, грезя о юной прелестнице, с вожделением целует просунутый ему в дверную щель палец, не зная, что за дверью – давно увядшая дева. Одна старуха кормит обвислой грудью другую, и та превращается в красавицу. Русский медведь танцует «Ладушки»… Красивейшее фэнтези, снятое мастером.
«Лобстер»/The Lobster (режиссер Йоргос Латимос)
Совсем недавно Йоргас Латимос своим шокирующим фильмом «Клык» подогрел интерес к подзабытому греческому кино. Его черная комедия «Лобстер» — тоже зрелище не для слабонервных. Одиноких людей насильно направляют в напоминающий тюрьму отель, чтобы там, под присмотром специально обученного персонала, они разобрались в своих комплексах, а главное — в течение 45 дней нашли себе пару. В противном случае им гарантирована жизнь в лесу в животном облике. Одна радость — будущую оболочку можно выбрать самому. Главный герой, которого играет раскормленный специально для этой роли Колин Фаррелл, готов стать лобстером.
Как минимум треть картины – само совершенство. И начинается она эффектно с необъяснимого поступка некоей женщины. Но ближе к середине фильм начинает буксовать, топтаться на месте, и ничего, кроме неадекватных поступков и самоистязания, мы уже, по сути, и не видим. Тем не менее смотреть эту жутковатую картину нравов современного общества стоит – и, возможно, он заслуживал большего, нежели приз жюри фестиваля.
«Хроники»/Chronic (режиссер Мишель Франко)
Три года назад мексиканский режиссер и сценарист Мишель Франко получил награду Каннского кинофестиваля в программе «Особый взгляд» за фильм «После Люсии». Вручал ее актер Тим Рот, изъявивший желание сняться в следующем фильме лауреата. И снялся. Теперь Франко работает в США, и в его новой картине «Хроники», снятой на английском языке, Рот исполнил роль медбрата, помогающего безнадежным онкобольным.
При написании сценария картины Франко опирался на собственный жизненный опыт. Его бабушка тяжело умирала от рака, и образы медсестер, ухаживавших за ней, трансформировались в роль для Тима Рота. Британский актер работает в «Хрониках» минималистично и скупо, и при этом его роль может служить пособием для тех, кто ухаживает за своими страдающими близкими. Тим Рот был явным претендентом на награду за лучшую мужскую роль, но ее получил другой хороший артист. А «Хроникам» и Мишелю Франко жюри дало приз за лучший сценарий.
«Кэрол»/Carol (режиссер Тодд Хейнс)
Американский режиссер Тодд Хейнс не появлялся на Каннском фестивале больше 10 лет. И вот привез экранизацию популярного романа Патриции Хайсмит «Цена соли», написанного в 50-е годы прошлого века. Увы, память о триумфе «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша, случившемся в Канне год назад, жива до сих пор. Поэтому очередной рассказ о лесбийской любви все время сранивали с предыдущим. Не исключено, что именно по этой причине «Кэрол» и не дали главного приза.
Роль «Адель» унаследовала скромная продавщица в исполнении одной из самых востребованных сегодня актрис Руни Мары, прославившейся после «Девушки с татуировкой дракона». Она и получила приз за лучшую женскую роль, хотя критики прочили его Кейт Бланшетт, превосходно сыгравшей респектабельную даму, завоевывающую душу и тело невинной девушки.
Откровенных сцен в картине много, но они-то как раз «Жизнь Адель» напоминают слабо. Зато Хейнс дал актрисам возможность разобраться в психологических нюансах своих ролей, что они с блеском и сделали.
«И горы расступятся»/Mountains May Depart (режиссер Цзя Чжанкэ)
Один из ярчайших представителей китайского кинематографа Цзя Чжанке снял едва ли не самый самобытный фильм нынешнего конкурса. Он о самоидентификации китайцев, которые все больше растворяются в других культурах, мигрируя по миру. Чжанке считает, что его соотечественники стали невнимательны друг к другу и утратили представление о том, что действительно важно в жизни.
Герой фильма, молодой китаец по имени Доллар, с детства живет отдельно от матери, сначала в Шанхае, а потом в Австралии. И на вопрос, как зовут его мать, не знает ответа. Отец назвал его Доллар, чтобы это имя принесло удачу и богатство. А когда-то его мать предпочла богатого жениха своему бедному другу-шахтеру. Но счастья не обрела, да и сына фактически потеряла. Годы спустя парень, лишенный материнской ласки, закрутит роман с преподавательницей китайского языка, годящейся ему в матери.
Неподготовленного зрителя по ходу фильма может смутить качество изображения: рамка экрана меняется, иногда кажется, что на экране брак. Но все это — эксперименты Чжанке, решившего применить технологии, которые он осваивал на протяжении всей своей карьеры.
«Кладбище великолепия»/Rak ti Khon Kaen (режиссер Апичатпонг Вирасетакул)
Наверное, в Канне никого не встречали так бурно, как тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула — обладателя «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни». Новая картина «Кладбище великолепия» — пожалуй, самая автобиографичная в фильмографии режиссера — участвовала в программе «Особый взгляд», но не получила ничего, кроме признания киноманов.
Родители Апичатпонга – врачи, так что жизнь показанного им госпиталя хорошо знакома ему с детских лет. Солдаты, ставшие героями фильма, охвачены странной сонной болезнью. Пока мир сходит с ума и мчится на бешеной скорости неизвестно куда, у Вирасетакула царят тишина и покой. Один из его героев заметит, что вместо того, чтобы пытаться все просчитать, надо положиться на судьбу. Героиня, одна нога у которой короче другой на десять сантиметров, живет в благодати, радуется малому — траве, деревьям, звукам в лесу. Молоденькие медсестры наблюдают за поднявшимся фаллосом пациента… Вирасетакул использует фирменные трюки, которыми однажды уже покорил зрителей. И трюки эти снова срабатывают.
«Молодость»/Youth (режиссер Паоло Соррентино)
Когда-то Каннский фестиваль не заметил «Великолепную красоту» итальянского мастера Паоло Соррентино, зато потом картина с триумфом прошла по миру, получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Теперь его «Молодость» снова в конкурсе — и снова без наград.
Соррентино, будучи неаполитанцем, любит яркую форму, буйство красок, помпезные метафоры. Его фильм с избытком наполнен фантазиями, снами наяву. И все это только подчеркивает хрупкость и величие жизни, которая в любой момент может оборваться.
Главные роли в фильме играют живые классики мирового кино: Майкл Кейн, Харви Кейтель и Джейн Фонда. Люди творческих профессий, они и мыслят нестандартно, и живут, по сути, в придуманных мирах, зато способны оценить прелесть каждого мгновения.
«Иррациональный человек»/Irrational Man (режиссер Вуди Аллен)
На фоне замысловатых и даже вычурных фестивальных фильмов «Иррациональный человек» кому-то покажется слишком простеньким. Это, в общем, и есть пустячок, но такой, на какой способен разве что виртуоз уровня Вуди Аллена, в свои 79 лет не теряющего профессионального чутья. Главные роли исполнили Хоакин Феникс и рыжеволосая любимица режиссера — Эмма Стоун. В конкурсах классик давно не участвует, хотя на премьеры выезжает исправно. Только Аллен может появиться перед сотнями камер в клетчатой рубашке, и никому в голову не придет обвинять его в отсутствии дресс-кода.
Действие фильма происходит в небольшом симпатичном городке, где главный герой — профессор философии, преодолевающий экзистенциальный кризис. В подспорье ему дана студентка — девушка энергичная и жизнерадостная. Она-то и вернет уставшего от самого себя героя Феникса к жизни и отвадит от фляжки, к которой тот регулярно прикладывался. А потом ненароком отправит в шахту лифта (и правильно, между прочим, сделает).
Европейские рецензенты нашли в герое Хоакина Феникса сходство с Родионом Раскольниковым. Так что «Иррациональный человек» хоть и пустячок, но с достоевщинкой.
«Дипан»/Dheepan (режиссер Жак Одиар)
Французский режиссер Жак Одиар однажды уже был близок к «Золотой пальмовой ветви», но так ее и не получил: его «Пророку» дали лишь Гран-при. «Дипан» явно ниже классом, и тем не менее главный приз нынешнего фестиваля достался именно этой картине.
Новый фильм Одиара рассказывает о жизни мигрантов во Франции. Главный герой по имени Дипан — выходец из Шри-Ланки. На родине он воевал на стороне тамильских сепаратистов, а теперь пытается начать все с начала и стать обывателем. Он берется за самую черную работу, вынужден жить с незнакомой женщиной и чужим для них ребенком, создавая видимость семьи. Но остаться в стороне от преступной среды у него не получится.
В «Дипане» снялись непрофессиональные актеры, которые многое определяют в этой картине самим фактом своего присутствия. Особенно хороши главные герои — мнимые муж и жена. И главное: фильм, сделанный вроде бы на злобу дня, отличает удивительно нежное отношение к людям.
«Закон рынка»/La loi du marché (режиссер Стефан Бризе)
Картина Бризе — срез жизни современной Франции. Она снята как хроника повседневности, почти как видеозапись, которая ведется в любом крупном супермаркете. В одном из таких супермаркетов и работает главный герой, сыгранный Венсаном Линдоном — среднестатистический француз, после долгих поисков получивший наконец должность охранника. Обязанности у него довольно мерзопакостные: следить за коллегами и докладывать руководству обо всех нарушениях. Охранник как будто хладнокровен и не испытывает никаких эмоций, даже когда одна из сотрудниц, уличенная в нечестности, кончает с собой. Но это только видимость. Дома главного героя ждет взрослый сын с диагнозом ДЦП, а в душе его царит настоящий ад.
Именно Венсан Линдон получил «пальму» 68-го Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. И получил заслуженно.
Текст: Светлана Хохрякова