За рубежом. Другой взгляд на мир

«Люда ответила Нури отказом»

Иногда прошлое помогает найти силы, чтобы жить в настоящем. Людмила Кальныш сорок лет «дышит» воспоминаниями о чувствах, которые ей подарил юноша Нури

Сегодня он — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Она — медсестра. Но разве это важно? …1994 год. В украинском городе Днепродзержинске царит оживление. По улицам разъезжает кортеж президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Главная остановка — в профтехучилище № 8, где на заре своей юности важный гость учился на горнового доменной печи. Президент встретился с преподавателями, однокашниками и неожиданно разоткровенничался: «В вашем городе я двум друзьям невест сосватал. А себе не смог. — и добавил: — Здесь я пережил первое чувство». Людмила Ивановна услышала это признание по радио. На встречу она не пошла специально, думала, увидит Нурсултана — и в обморок. И все же получила от него «привет». Выходит, помнит ее.

В ритме танго

…Нури заприметил Люду в спортзале. Он занимался в секции борьбы, а она в другом конце зала — художественной гимнастикой. В какой-то момент Люда спиной почувствовала взгляд жгучих черных глаз. Она уже знала, что Нурсултан — отличник и комсорг курса. «Помню, мы с девчатами сидели в актовом зале на каком-то очередном скучном собрании, — рассказывает «АиФ» Людмила Ивановна. — Докладчиков не слушали. И вдруг на трибуну вышел Нурсултан. Меня удивило, как он прекрасно говорит по-русски. Речь лилась красиво, свободно, без всяких «э», «ну». А вскоре после одной из тренировок он подкараулил меня на выходе. Я занервничала и помчалась по улице в противоположную от дома сторону, забежала в незнакомый подъезд. Появляется Нури: «Это же не твой дом!» — «Откуда ты знаешь?» — «Знаю. Пойдем провожу. На улице темно — вдруг кто обидит».

А потом она заболела. Попала в больницу с воспалением легких. Когда наконец смогла встать с кровати, кинула взгляд на улицу. А там — Нурсултан. Вглядывается в больничные окна. Люда спряталась за занавеску. На соседней койке за ней с улыбкой наблюдала взрослая женщина: «Дочка, что робеешь? Мне даже отсюда видно, что парень хороший».

Когда она выздоровела, они впервые станцевали танго: «Нури так бережно со мной обращался. Не пытался прижаться, как другие ребята. С ним было спокойно и надежно». Потом он попросил у нее фотографию и подарил свою. А дальше пришел черед знакомству с Людиной мамой: «Он страшно нервничал, целую вечность снимал в коридоре обувь. Рассказал маме, что скоро должен вернуться на родину. Нурсултан теребил скатерть, казалось, он хочет сказать еще что-то важное. Но что? Это выяснилось спустя несколько дней, когда ко мне подошла близкая подруга и зашептала на ухо: «Меня послал Нурсултан. Хочет, чтобы ты вышла за него замуж, чтобы вы вместе уехали в Казахстан. Он ждет ответа».

Люда заметалась как птица: а как же учеба? «Я пришла в училище позже Нурсултана, мне оставался еще год. К тому же в свои 19 лет я не думала о мальчиках всерьез. Не была готова к близким отношениям. Мы с мамой жили, как две монашки. Отец нас оставил, когда мне было 4 года. Мама больше не вышла замуж».

Ужасная глупость

Люда ответила Нури отказом. Однако он не терял надежды, писал письма из Казахстана. А Люда проходила «университеты жизни»: «Я закончила училище по специальности «швея». Получила распределение в лучшее ателье города, но директор почему-то меня невзлюбила. Оскорбляла на виду всей бригады. Я постоянно убегала в туалет вся в слезах. Эта женщина действовала на меня как удав на кролика».

Когда Люда в очередной раз с опухшими от слез глазами возвращалась с работы, ее нагнал молоденький лейтенант: «Девушка, выходите за меня! Я вас увезу». Слова «я вас увезу» подействовали на нее магически. Оказаться подальше от работы и начальницы, от всех этих странных проблем, которые неожиданно заслонили мир. «Это была ужасная глупость. Мы стояли в загсе, а я думала о том, что мы даже ни разу не поцеловались». Молодые сразу уехали по месту службы мужа — в Астраханскую область. Новоиспеченный супруг оказался скандалистом и не гнушался поднимать на жену руку. Люда терпела 5 лет, а потом с маленькой дочкой и синяком под глазом вернулась домой. Ей было 25 лет, жизнь прибила так, что бывшая гимнастка ходила со сгорбленной спиной: «Как-то, убираясь дома, я нашла старый портфель, а в нем — письма Нури. Села, перечитала — и слезы полились рекой. Я поняла, что проглядела свою любовь. Но вместе с болью потери ко мне пришла радость. Зернышко, которое Нурсултан посеял в моей душе, превратилось в цветок». Людмила сделала прическу, купила новое платье, снова ходила по улице с прямой спиной. «Нет, я не собиралась писать Нурсултану. Я считала, что недостойна его. Молила бога, чтобы он нашел девушку лучше меня. Я была счастлива уже тем, что его письма вдохнули в меня жизнь». Люда решила исполнить давнюю мечту — получить второе среднее образование и стать медсестрой. Это ей очень пригодилось, когда 18 лет она ухаживала за лежачей мамой. Кроме нее и дочки самым дорогим у Люды были воспоминания о Нурсултане.

Пять минут

Почти двадцать лет она ничего не знала о его судьбе. И вдруг наткнулась на портрет в газете, где сообщалось, что Назарбаев стал первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. После развала Союза в 1991 году Нурсултан Абишевич был избран президентом республики, а в 1994 году приехал в Днепродзержинск. Услышав по радио признание о первой любви, Людмила Ивановна наконец решилась написать письмо. Адреса не знала, просто — «Казахстан, президенту». Спустя месяц рано утром раздался звонок. Она сразу узнала голос. Президент спросил: «Как? С кем живешь?» — «С дочкой и внуком!» — «Втроем?» — «Втроем». На самом деле у Людмилы Ивановны был муж: «Мы заключили союз в зрелом возрасте, это было уважение, а не любовь. Вот я и сказала, что втроем. Мужа в сердце не было. В тот день я так и осталась у дочки. К мужу больше не возвращалась. Разве я могла обмануть Нурсултана?» А вскоре Назарбаев еще раз приехал в Днепродзержинск на юбилей города. За Людмилой Ивановной пришли доверенные люди, чтобы отвезти на торжественный ужин: «У нас было 5 минут, чтобы пообщаться с глазу на глаз. И я сказала, главное — его любовь не была безответной. Ощущение, что где-то на земле есть Нурсултан, до сих пор помогает мне жить».

Она лишь однажды обратилась к нему за помощью. Внуку предстояла операция на почке. В больнице намекнули про большие деньги, которых у нее не было. Тогда она отправила телеграмму Назарбаеву. Все быстро уладилось.

Мария Позднякова

Аргументы и факты