«Олигархи выводили деньги своих предприятий в офшоры, зная о предстоящих потрясениях. Потом они потребовали помощь у государства, зная, что оно даст, чтобы защитить своих граждан. Третьим этапом может стать национализация погрязших в долгах убыточных компаний. Так олигархи переложат свои долги на остальных граждан России», — делает вывод издание.
Доклад «Постпикалёвская Россия: новая политико-экономическая реальность» будет обнародован 1 сентября, но уже его предварительная версия во многом объясняет, почему ситуация в российской экономике продолжает ухудшаться. По итогам первого полугодия 2009 года ВВП страны снизился на 10%, промпроизводство на 15%, инвестиции — на 18%. Хуже, чем во многих других странах. И это — несмотря на выделение огромных, по некоторым оценкам, 10% ВВП, средств на поддержку экономики.
«Причина «перекоса» поддержки в сторону «избранных» — существование в нашей стране явления, которое авторы доклада называют «олигархат». В последние годы олигархические структуры установили практически тотальный контроль над экономикой, говорится в документе. А олигархи, выпрашивающие помощь у государства, имеют три характерные черты, определившие особый характер экономического кризиса в России», — сообщает газета.
Первая черта: большинство компаний, ставших объектом финансовой опеки со стороны властей, de jure не являются российскими. Они зарегистрированы вне налоговой территории России. Госпомощь таким компаниям в США и европейских странах оказывается только с санкции парламентов после гласного обсуждения проблемы. В России же средства бюджета без лишних формальностей уходят на поддержку тех, кто давно вывел свои капиталы за рубеж.
Вторая черта: в последние годы во всех этих компаниях сформировался механизм перевода активов из корпоративной в личную собственность. Доходы богатейших россиян по большей части аккумулируются на счетах офшорных компаний. Эти компании владеют активами олигархов и оплачивают их личные расходы. А объектом налогообложения в России становится лишь незначительная часть их доходов, которую они готовы «признать».
Третья черта: долги. С января 2002 по 1 июля 2009 года внешние обязательства корпораций выросли в 12 раз: с 24 млрд долларов до 294 млрд долларов. А падение фондового рынка, начавшееся в июне 2008 года, сделало многие крупные компании техническими банкротами.
«Эти три черты объясняют двойственное положение российского олигархата в новой ситуации. С одной стороны, он выступает экстерриториальной силой, заинтересованной прежде всего не в стабилизации экономики, а в гарантировании безопасности собственных активов. С другой стороны, обеспечивая работой значительное число россиян, олигархат имеет возможность диктовать свою волю властям и бесконтрольно «доить» бюджет, причем все более интенсивно. В результате значительная часть помощи никак не сказывается на состоянии экономики», — пишет газета.