За рубежом. Другой взгляд на мир

Немцы наживались на украинских трупах

В распоряжение «Шпигеля» попали служебные документы известной немецкой фирмы Tutogen Medical GmbH, штаб-квартира которой находится в небольшом баварском городке Нойкирхен-ам-Бранд. Только в период с 2000 по 2001 год она получила от украинского партнера 1152 трупов (в «Шпигеле» написано именно так — «трупов», хотя речь, скорее всего, идет о фрагментах анатомических материалов покойных. — «Известия»).

На 2002 финансовый год, например, были установлены такие расценки: плечевая кость — 42,90 евро, бедро в комплекте — 42,90 евро, околосердечная сумка в зависимости от размеров — от 13,30 до 16,40 евро. Поставщиком с украинской стороны выступало государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) «Биоимплант», расположенное в Киеве.

Журналисты еженедельника встретились в Киеве с украинкой, которая дала согласие на использование в лечебных целях тканей ее умершего отца. Такое решение она приняла на некоммерческой основе (то есть денег не получила), руководствуясь исключительно желанием помочь больным и инвалидам. Речь шла лишь об изъятии части кожного покрова покойного. На самом деле, как утверждает «Шпигель», были изъяты кости, сухожилия и хрящи. По данным еженедельника, мировой рынок биоимплантов в последние годы стал многомиллиардным. Как это ни цинично звучит, с одного трупа, проведя соответствующую «предпродажную подготовку», ведущие западные фирмы могут получить до 250 тысяч долларов.

Немецкое издание приводит также авторитетное свидетельство главврача Киевского городского бюро судебно-медицинской экспертизы Владимира Юрченко, который утверждает, что и в настоящее время «посылки» с анатомическими материалами отправляются из Киева в адрес баварской фирмы.

«Шпигель» попытался получить комментарии от руководства Tutogen и «Биоимпланта», но те хранят молчание.

Провести по горячим следам собственное расследование «Известиям» тоже не удалось: в воскресенье на Украине был не только выходной, но и праздник — День государственного флага.

Однако кое-что мы раздобыли. Недавно украинская прокуратура попыталась провести проверку «Биоимпланта». Ниточка к нему потянулась из Кривого Рога. Здесь сотрудники местной милиции провели опрос родственников и близких 37 умерших, у которых были взяты фрагменты тел. Семеро криворожцев заявили: письменные разрешения на взятие анатомических материалов у их покойных родственников были получены «путем принуждения и обмана» в то время, когда они находились «в состоянии стресса».

Было возбуждено уголовное дело. В рамках расследования прошла выемка документов в местном отделении судебно-медицинской экспертизы. Дело в том, что без санкции СМЭ анатомические материалы изымать категорически запрещается. Однако в тот раз подозрения с «Биоимпланта» были сняты. Его директор доктор медицинских наук Игорь Алещенко отстоял честь мундира — по его словам, возглавляемое им единственное на Украине предприятие, делающее биоимпланты, никак не связано с трансплантацией органов, занимается исключительно производством медицинских изделий.

Действительно, закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» определяет биоимпланты как изделия медицинского назначения, изготовленные из анатомических материалов покойного.

Возникли у нас вопросы и к Владимиру Юрченко, от которого, вероятнее всего, документы и попали в «Шпигель». Глава Ассоциации врачей-психиатров Украины, работавший в следственных комиссиях Минздрава правозащитник Семен Глузман заявил «Известиям»: «Вся проблема в том, что Юрченко сейчас снимают с работы, у него серьезный конфликт с руководством. А скандал с поставками трупов — шанс остаться на посту. Информация о таком количестве тел, якобы отправившихся в Германию, бессмысленна. Использовать их можно разве что для художественных инсталляций. Для пересадок трупы становятся непригодными уже через несколько десятков минут после смерти человека. Но если факты поставки трупов подтвердятся, независимо от цели, Юрченко должен первым сесть в тюрьму».

Виктор Зозуля, Янина Соколовская

Известия