1 октября во время выступления в стамбульском Университете Бильги в директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана уже запустили ботинком. Но, возможно, это только прелюдия к более широкомасштабным действиям в ходе самого заседания. Широкий спектр политических сил и организаций самым креативным образом планируют выразить свое отношение к происходящему на следующей неделе, когда участники заседания съедутся в Стамбул.
Приближение ежегодного заседания МВФ оказало на удивление сплачивающее действие на различные силы в Турции. Так, например, консервативная партия националистического толка CHP объединилась с Турецкой компартией (TKP) под знаменем импровизированной коалиции «Союз против МВФ и Всемирного банка».
Социалистические и радикальные группы по всей страны объединяются в последние месяцы для организации акций протеста против международных финансовых институтов. Эти акции не преследуют цели добиться каких-либо изменений в деятельности МВФ и Всемирного банка, их задачей является проинформировать жителей страны о воздействии мировых кредиторов на турецкую экономику.
«Люди знают, что МВФ – это плохо, но не знают почему, – говорит один организатор акций протестов, согласившийся ответить на вопросы на условиях анонимности. – Нам надо сначала объяснить, почему мы выступаем против МВФ, а затем рассказать, почему люди тоже должны выступать против него».
В программном документе МВФ говорится, что его деятельность направлена на «совершенствование мировой финансовой кооперации, упрочение финансовой стабильности, содействие международной торговле, повышение уровня занятости, обеспечение устойчивого экономического роста и сокращение бедности».
Организаторы же акций протестов считают, что МВФ способствует экономическому расслоению населения в Стамбуле и других частях страны. Некоторые из прежних инициатив МВФ они называют «программами облагораживания», в рамках которых бедное население Стамбула вытеснялось из центральных районов столицы, а на месте их прежнего жилья реализовывались новые строительные проекты.
Хотя премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и является одним из руководителей страны, в которой пройдет предстоящее заседание, с момента своего переизбрания на пост в 2007 году он, похоже, начал испытывать некоторые опасения в отношении контактов с МВФ. За прошедшее десятилетие, в течение которого Эрдоган возглавил правительство, Турция стала крупнейшим заемщиком МВФ, получив кредитов на сумму порядка 43 млрд. долларов.
Но сейчас, когда Турция пытается выбраться из финансовой ямы, в которой оказалась страна в результате мирового финансового кризиса 2008 года, правительство Эрдогана не демонстрирует больше особого стремления брать новые кредиты. Премьер явно не хочет быть связанным требованиями МВФ о соблюдении мер строжайшей экономии, являющимися неотъемлемой частью любой ссуды. Кроме того, Эрдоган желал бы, чтобы Турция взяла на себя роль экономической и политической силы в регионе, что также побуждает его держаться от международных кредиторов на расстоянии.
А пока манифестанты шлифуют свои планы по организации акций протеста и принимают всяческие меры предосторожности, чтобы не дать себя выследить правоохранительным органам. Так, например, наш анонимный собеседник рассказал, что на каждом собрании они оставляют за пределами помещения мобильные телефоны, чтобы спецслужбы не смогли с помощью них прослушивать разговоры. Договариваясь о встрече с корреспондентом EurasiaNet, он настоял, чтобы интервью состоялось подальше от его дома и офиса его организации. Место встречи он выбрал довольно странное – у магазина «Беннетон» на оживленной торговой стамбульской улице Истиклал-Каддеши.
Джонатан Льюис