Стоит напомнить, что ПКК объявила об одностороннем режиме прекращения огня накануне референдума по изменениям в Конституцию Турции 13 августа 2010 года. А после референдума ПКК объявила о продлении режима прекращения огня до парламентских выборов, которые состоятся 12 июня.
Но из-за отсутствия «реального прогресса в урегулировании курдской проблемы» ПКК буквально накануне заявила, что с 1 марта выходит из режима прекращения огня. При этом было заявлено, что выход ПКК из режима прекращения огня совсем не означает переход к активным террористическим актам по всей территории Турции. «Мы будем применять тактику активной самообороны, чтобы наиболее эффективно противодействовать вооруженным силам Турции», — заявила ПКК.
Но что на самом деле означает «тактика активной самообороны», покажут ближайшие недели, а может быть, и дни.
Необходимо отметить, что выход ПКК из режима прекращения огня на этот раз, по сути, был поддержан легально действующими курдскими как политическими, так и общественными организациями, а также муниципалитетами, которые возглавляют представители курдской Партии примирения и демократии (ППД). Стоит отметить, что еще недавно все эти организации призывали к отказу от вооруженного противостояния с правительством.
На этот раз председатель ППД Салахеддин Демирташ заявил об угрозе гражданской войны и призвал премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана незамедлительно выступить и обнародовать действия правительства по урегулированию курдской проблемы. «В любой момент может начаться восстание, и тогда никто не сможет предотвратить кровопролитие», — заявил С.Демирташ. Он также призвал правительство незамедлительно освободить более двух тысяч арестованных активистов курдского движения.
При этом в его заявлении, в отличие от предыдущих, не было призыва к ПКК с просьбой соблюдать режим прекращения огня.
С примерно таким же по содержанию совместным заявлением выступили представляющие ПДД председатели около 100 муниципалитетов.
ПКК шантажирует правительство
Заместитель премьер-министра Джамиль Чичек, отвечая на вопросы журналистов по поводу выхода ПКК из режима прекращения огня, сделал вид, что ничего необычного не произошло. «Зачем портить себе настроение вопросами о ПКК?! Государство будет делать то, что и раньше. Мы ни с кем торговаться не будем. Это однозначно», — заявил он.
По словам заместителя премьер-министра, ПКК подобными заявлениями преследует цель напомнить обществу о своем существовании: «Им нужно, чтобы о них вспоминали, говорили. Вы спрашиваете, я вынужден ответить, а они достигают поставленной цели. Лучше было бы, если бы вы ничего не спрашивали по этому поводу».
Но не все так просто. 28 февраля премьер-министр Эрдоган выступил с обращением к нации. Он не упоминал о курдской проблеме, но заявил о необходимости сохранения внутриполитической стабильности, которое является залогом ускоренного развития Турции. При этом он поблагодарил турецкие вооруженные силы, с которыми у него, мягко говоря, непростые отношения, за активное участие в организации эвакуации турецких граждан из охваченной гражданской войной Ливии.
ПКК выдвинула следующие требования: освободить всех активистов курдского движения, которых они считают политзаключенными; приступить к публичным, а не тайным переговорам с А.Оджаланом и создать условия лидеру ПКК для личного участия в урегулировании курдской проблемы; прекратить все боевые действия против ПКК; создать совместную комиссию по изменениям в Конституцию для согласования будущих изменений в Основной Закон, регулирующих права национальных меньшинств, прежде всего курдов; и, наконец, отменить десятипроцентный проходной барьер для партий по пропорциональной системе на предстоящих парламентских выборах.
То, что А.Оджалан накануне выборов попытается шантажировать правящую партию дестабилизацией ситуации, можно было предположить.
Р.Миркадыров