За рубежом. Другой взгляд на мир

Туркменский газ «заморожен»

Ашхабад восстановил газо­провод, взорвавшийся в начале апреля, но пока он пустует. Как заявил глава европейского представительства Госагентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркмении Довлет Атабаев, для полного восстановления поставок туркменского газа нужно найти виновника взрыва на трубо­проводе. Если сделать этого не удастся, то может последовать обращение в суд. По мнению экспертов, конфликт, скорее всего, будет разрешен полюбовно, но в случае судебных разбирательств у «Газпрома» больше шансов на победу.

Участок газопровода САЦ-4 был восстановлен почти сразу после взрыва, рассказал Довлет Атабаев. По его словам, какие-то поставки в Россию идут, но по каким газопроводам и в каких объемах, уточнять не стал. Для полного восстановления прокачки нужно понять, кто был виноват в случившемся, отметил г-н Атабаев. Россия и Туркмения создали экспертную группу и сейчас выясняют причины и обстоятельства взрыва. Как рассказал директор исследовательского геологического института госкорпорации «Туркменгеология» Одек Одеков, Россия и Туркмения ведут коммерческие переговоры, обсуждая вопрос компенсации в связи с произошедшим, пишет РИА Новости.

«Если стороны договорятся, то не будем подавать в международный арбитраж. Стороны не могут договориться, кто возьмет вину на себя», — сказал он. Г-н Одеков отметил, что российская сторона сообщила Туркмении о сокращении поставок лишь за день, а не за три, как заявлял «Газпром». И это, по его словам, могло привести к взрыву. Из-за прекращения поставок в Россию Ашхабаду пришлось остановить добычу газа на 195 скважинах, сказал г-н Одеков. В российской монополии переговоры с Туркменией не комментируют. В середине мая зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков заявил, что концерн готов выполнять свои контрактные обязательства с Туркменией, дело за самими туркменами.

Россия является одним из крупнейших покупателей туркменского газа. В этом году «Газпром» закупает у Туркмении 50 млрд куб. м газа, по контракту этот объем может быть снижен на 20%. Поставки полностью прекратились из-за взрыва 9 апреля на газопроводе САЦ-4. Ашхабад обвинил в произошедшем «Газпром», который без предварительного уведомления туркменской стороны резко сократил объемы отбираемого газа. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов сказал тогда, что если авария на газопроводе произошла по вине «Газпрома», то он должен взять на себя все расходы по ликвидации последствий взрыва, а также убытки, которые понес из-за инцидента Ашхабад.

Старший юрист Tenzor Con­sulting Group Владимир Чикин считает, что в случае обращения в суд у «Газпрома» велики шансы на выигрыш. Узбекистану и Казахстану, по территориям которых также проходит указанный газопровод, удалось за сутки подготовиться к снижению давления в трубе. Поэтому даже если причиной аварии все же послужило избыточное давление газа в трубе, предотвратить ЧП было в силах Туркмении.

Однако директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток сомневается, что дело дойдет до суда. Российская сторона дает понять, что готова к возобновлению закупок газа в Туркмении, Ашхабад, в свою очередь, демонстрирует поддержку российским газовым проектам, то есть стороны настроены на мирное преодоление конфликта. Очевидно, что, согласившись закупать газ в Туркмении в прежних объемах, «Газпром» будет вынужден сокращать собственную добычу, поскольку потребление газа снизилось. Компромиссным вариантом может стать снижение закупок пропорционально снижению потребления газа. Обе стороны ожидают политического решения вопроса, считает старший аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. Вероятно, Туркмения пытается решить какие-либо свои экономические проблемы, используя данный конфликт.

Юлия Назарова

РБК daily