«Западная Курна — 2»: как «Лукойл» работал с местным населением

«Западная Курна — 2»: как «Лукойл» работал с местным населением

04.10.2017 11:34
3501
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Начиная с 2010 года компания «Лукойл» успешно реализует уникальный нефтедобывающий проект «Западная Курна — 2». Что помогло «Лукойлу» добиться беспрецедентного бизнес-успеха в неспокойном Ираке? Как российские нефтяники смогли преодолеть многочисленные трудности и в рекордные по мировым меркам сроки довести добычу нефти до запланированных 400 тыс. баррелей в сутки? Кто и как решал проблемы, возникавшие у компании в Ираке в течение первых семи лет проекта?

Выиграв в декабре 2009 г. тендер на освоение месторождения «Западная Курна — 2» и подписав в январе 2010 г. двадцатипятилетний контракт с правительством Ирака, «Лукойл» приступил к формированию команды профессионалов для работы в республике и созданию плана и рабочей программы обустройства месторождения. Компания выделила для работы над иракским проектом своих лучших инженеров, строителей, юристов и финансистов.

Но первый же выезд специалистов «Лукойла» на территорию месторождения «Западная Курна — 2», состоявшийся в начале 2010 года, показал, что у местного населения есть свои соображения относительно того, каким образом должна использоваться земля, отведенная под нефтедобычу.

Как выяснилось, вся территория месторождения была давным-давно поделена между 18 крупными племенами и представляла собой сплошные сельскохозяйственные угодья и заболоченные пастбища для скота. Эта земля была единственным источником дохода для десятков тысяч семей провинции Басра, и покидать ее просто так никто не собирался. Более того, местное население было готово защищать свои права на нее с оружием в руках. И хотя данный вопрос формально относился к компетенции иракской стороны, понимания, как и когда местные жители освободят территорию для начала работ по обустройству месторождения, не было. Старые саддамовские методы освобождения земли уже не работали, а новые никто не разработал. Потеря времени из-за нерешенного земельного вопроса стала критической в середине 2010 года.

Тогда для решения земельных и социальных вопросов в Ирак из московского офиса LUKOIL Overseas был направлен наиболее опытный и креативный в сфере корпоративной социальной ответственности и внешних связей топ-менеджер компании Кирилл Смоляков. Почти за 10 лет работы ему удавалось успешно решать самые сложные задачи в России, Узбекистане, Казахстане, Египте, Венесуэле, Колумбии и других станах мира. Но Ирак, пожалуй, стал для него главным испытанием в карьере.

Возглавив в 2010 году сформированную Дирекцию по внешним связям, Смоляков набрал уникальную команду из россиян и иракских граждан. Их текущей задачей стало обеспечение немедленного и беспрепятственного доступа к земле для строительных и буровых подрядчиков, с которыми уже были подписаны контракты.

Но главной проблемой, которую должен был решить Кирилл Смоляков, было создание процедуры и легитимного механизма справедливой компенсации земель для фермеров. Необычность и исключительность этой работы заключалась в том, что механизм и процедура создавались лукойловцами для иракской стороны. Именно иракское правительство должно было выплачивать компенсацию своим гражданам за то, что «Лукойл» начнет строительство объектов месторождения на фермерских угодьях. Приложив колоссальные усилия, создать и внедрить такой механизм удалось к началу 2012 года. Его уникальность заключается в органичном сочетании международных стандартов и многовековых иракских традиций землепользования. Разработанная процедура позволила строительным и производственным подразделениям «Лукойла» завершить в беспрецедентно короткий срок запланированные работы и начать добычу нефти на месторождении «Западная Курна – 2» в марте 2014 года.

Впрочем, успешное начало легитимного компенсационного процесса породило и новые вызовы для компании. Фермеры, получившие денежные компенсации, лишились земли как источника постоянного дохода. Деньги у многих стали заканчиваться. Это могло привести к серьезному социальному взрыву и полной остановке работ на месторождении. Но в процедуре компенсаций был предусмотрен и этот риск: местным жителям объявили, что компания отдает приоритет при трудоустройстве в проект «Западная Курна – 2» выходцам из семей, земли которых были переданы для нефтегазовых нужд.

Большую помощь в справедливом распределении рабочих мест оказали шейхи племен, с каждым из которых Кирилл Смоляков проводил встречи и переговоры до тех пор, пока не были достигнуты взаимоприемлемые соглашения. Для повышения квалификации местных жителей компания «Лукойл» разработала специальные программы обучения. Все это позволило избежать недовольства населения и задержек в работе.

Пример успешной работы в «Лукойла» в Ираке показывает, какую исключительную роль играет корпоративная социальная ответственность и внешние связи для успешной реализации бизнес-планов в современном мире.